Однажды в небольшом гостиничном номере собирались трое мужчин. Все они — феномены — то есть люди, якобы обладающие паранормальными способностями. Один умеет смотреть сквозь стены. Другой — двигает предметы руками. Третий — наловчился читать мысли. Спустя сутки им предстоит доказать высокой комиссии, что они не шарлатаны. И это история была написана не вчера — дата её создания 1984 год.
Автор «Феноменов» — Григорий Горин. Именно этот человек (в качестве сценариста) приложил руку к таким хитам советского кинопроката, как «Тот самый Мюнхгаузен» и «О бедном гусаре замолвите слово». А еще на счету Горина огромное количество спектаклей. Сюжет про необычных людей в условиях советской гостиницы — один из них. На новосибирской сцене «Феноменов» можно посмотреть в версии «Первого театра».
И это именно что версия. Позвольте пояснить. Штука в том, что оригинальная пьеса, несмотря на лирический финал, была сатирой. Пусть и не такой ядовитой, как это принято сейчас, но всё же «Феноменам» было очень далеко до плюшевых комедий про любовь механизатора к доярке. В качестве героев драматург выводил по умолчанию сомнительных личностей. Прохоров, Клягин, Иванов, Ларичев — все они, что называется, «не без греха». Один с дрелью под мышкой за справкой приехал, другой заселился под чужим именем в гостиницу и (в итоге) участвует в обмане. Третий — из большой любви, правда, — но этот обман организовывает. А ещё есть братишка одного из героев, который влезает в историю с ружьем в руках, как Ленин — на броневик.
Просто исходя из текста — героев, реплик, обстоятельств — понимаешь, что лирический финал — это скорее дань времени, вынужденный авторский ход. Над ним в пьесе сам драматург иронизирует:
«ДЕЖУРНАЯ включила репродуктор. Полилась музыка. ПРОХОРОВ повел в такт музыке руками, и пришло в движение все: стены, мебель, декорация. Потому что смеялась девушка ЛЮБА, гулял вовсю Миша ПРОХОРОВ, а главное, очень этого захотел под финал автор пьесы».
И вот здесь начинается самое интересное. «Феномены» в версии новосибирского театра — это (очевидно) совсем не та комедия, какой её задумывал Григорий Горин. Актёры говорят те же самые реплики (иногда чуть более емкие за счёт визуальных ходов — признание Клягина о мировом господстве), сюжетная линия следует авторской, но акценты безбожно смещены.
Павел Южаков превратил социальную (местами даже злую) сатиру в лирическую ретро-комедию в духе поздних 60-х. Об этом говорит и заглавная музыкальная тема инсценировки (для тех, кто не верит, кликайте сюда — эта композиция была популярна во второй половине 60-х как раз.), и раскрытие образов на сцене, и атмосфера в целом.
К временной линии спектакля как раз больше всего вопросов и возникает. С одной стороны, со сцены звучат песни Майи Кристалинской, но один из героев — инженер Иванов — отчаянно ищет розетку для того, чтобы зарядить смартфон. Брат Михаила (в свою очередь) вместо «жигулёнка» катается на BMW (и вообще он не угрюмый, но «пра-а-а-а-тивный» малый). С другой стороны, персонажи спектакля не знают, что такое современные технологии.
Понятно, что театр — это искусство абстрактное, просто конкретно в «Феноменах» точечные вкрапления современности выглядят инородно. Ларичев, Клягин, Прохоров (если не считать единожды упомянутого им «Гугла»), дежурная — они живут в другой эпохе и ведут себя, соразмерно ей. Иванов же, будто на машине времени слетал в XXI век, привез оттуда гаджет и пытается найти ему применение в конце 60-х. Безуспешно. К слову, из-за столь неудачного осовременивания из сюжета выпала одна из линий — по Горину инженер попал к феноменам в том числе из-за наличия в гостинице стационарного аппарата.
Наконец — образы героев. Выше уже было сказано, что актёры говорят репликами из оригинальной пьесы (глобально текст никто не переписывал), но из-за решений режиссера изначально сомнительные личности кажутся лучше, чем есть на самом деле. Более всего в этом смысле досталось Елены Петровне Ларичевой. Карина Мулева отыгрывает на сцене не фанатичку лет 30, которая загнала мужа под каблук и с треском вылетела со всех приличных мест работы, а возвышенную дурочку. Прохорову и Клягину досталось меньше.Но и они воспринимаются чуть иначе. В том числе из-за элементов слэпстик-комедий — с их помощью в «Феноменах» показали драки. Вроде, герои чистят другу дружке лица, но делают это потешно и под музыку в стиле раннего Бэтмена и Скуби-Ду.
Плохо ли это? На самом деле нет. Просто, если вы хотите посмотреть социальную сатиру, то билеты в «Дом актера» брать точно не стоит. С другой стороны, в рамках задуманного у «Первого театра» вышла хорошая лирическая комедия. Не без вопросов к временной линии, но — действительно добрая, смешная и музыкальная. Тут уже личные предпочтения на первый план выходят.
Подробный фотоотчет со спектакля ищите на официальной странице проекта в социальной сети «ВКонтакте».