«Как мало предметов» - подумала я, когда увидела в своем расписании 4 класса на ближайшие полгода. Спустя неделю мы с соседками перекрестились (несмотря на то, что они проповедают буддизм), что их так немного.
Проучившись здесь месяц, я еще не могу рассказать про все бенефиты и подводные камни обучения в штатах (дайте дожить до сессии), но с удовольствием перечислю то, что мне, как человеку окончившему бакалавриат в России, в первую очередь бросилось в глаза:
1. Отношения с преподавателем.
Здесь не будет почему-то многоуважаемых Антонин Семеновных, приходящих на первую пару с демонстрацией сумки от «Гуччи» и фразой, что на экзамене вам не выжить. Не потому, что она требовательна, а потому, что вот так вот. Здесь будет профессор Джерри Ми, которого вы можете звать просто Джерри (или Ми), он начнет вашу первую лекцию со слов «это огромная честь для меня – делиться с вами знаниями». Он будет требовать каждую вашу домашнюю работу, потому что он здесь не для того, чтобы полтора часа переключать слайды из википедии за ваши деньги, а для того, чтобы научить вас своему делу.
2. In Advance
Если у нас вы проходите тему, а потом делаете домашнюю работу по пройденному материалу (хахаха), то здесь вы сначала проходите материал самостоятельно, а потом в классе между собой (чаще всего в группах) и с преподом обсуждаете этот материал. Звучит страшнее, чем есть на самом деле. Все материалы представлены в увлекательной форме и висят на электронном портале.
3. Адекватный электронный формат
Здесь у каждого ученика свой student id и пароль, по нему вы можете войти в свой личный кабинет на сайте Универа (про личный кабинет в российском вузе я узнала только на 4 курсе, когда мне принудительно нужно было залить туда никому ненужный диплом в горящие сроки). У каждого предмета там есть свой раздел, где можно посмотреть свои оценки, дз (выполненная домашняя работа тоже заливается туда для проверки), все прикрепленные материалы, книги энд со он. Также каждому студенту делается своя почта в Outlook, таким образом администрация, преподаватели, да и сами студенты общаются между собой, а также остаются в курсе событий (от опасных происшествий в Бостоне до интересных воркшопов).
4. Постоянная работа
Как вы уже поняли – домашки много. В первые 2 недели я, еще не понимая местного тайм-менеджмента, горела по всем срокам сразу, потому что чисто физически не успевала читать по несколько глав в разных статистических книгах. Учитывая, что все это еще на английском, времени на прочтение, в первое время, уходило гораздо больше, чем при чтении на родном языке. Помимо этого нужно постоянно решать тесты, развивать критическое мышление, заниматься исследованиями. На паре никто никогда даже не смотрит в телефон, потому что нет времени. Да и желания. Ведь вы постоянно чем-то заняты, вам интересно.
5. Простота
Помните все эти фразы, которыми профессора пугают бедных, зеленых первокурсников на парах? А книги, в которых определения запутывают еще больше? Здесь всё начинают с азов. Вообще, в Америке даже стиль аналитической письменности такой: донести ВСЁ, чтобы понял самый начинающий читатель. У нас он, видимо: «посмотрите, как много я знаю.» Если у нас вообще существует какой-либо стиль.
6. Формат обучения
Больше всего меня поражает формат обучения. Сразу пример: присылает нам преподаватель видео, где на примере компании Zappo поясняется как работает 4p, STP и прочие маркетинговые аналитические прелести. Дальше надо ответить на вопросы в онлайн – тесте (если сделана ошибка, он объясняет почему ответ неверный, и почему правильный ответ «D»). Таким образом вы запоминаете информацию. Дальше надо прочитать прикреплённую презентацию по теме, которую вы проходите, а также ответить на вопросы в конце.
Один раз нам скинули маркетинговый симулятор стратегического планирования, где вы выступаете в роли аналитика. Вам дано задание и предстоит принимать решения. Развитие событий завит от ваших ответов, а по ходу такой «игры» вы узнаёте, насколько хорош сделанный выбор: «лучший, хороший, окей, не подходящий, плохой», а также почему он таков.
Очень популярны кейсы, особенно Гарвардские. Они сложные, долгие, но безумно интересные, потому что реальные. Вы читаете их дома, отвечаете на вопросы преподавателя и обсуждаете все на паре.
В середине семестра есть midterm exams, которые уже ждут меня на следующей неделе (но я привыкла, в моём российском ВУЗе было 4 сессии в год), а в конце семестра – final project, тоже весьма интересная вещь, до которой я еще не дошла. В итоге, если вы работаете, вы набираете баллы к final exams.
7. Реальные истории
Вам преподают реальные люди из реальных секторов. Мой тичер по анализу данных, допустим, работает аналитиком в RedSox, а преподаватель по управлению ценами в маркетинге работал в Hasbro, Gillet, BIC и других известных компаниях. Очень важно слышать истории и перенимать опыт от людей, вовлеченных в рабочие и рыночные отношения.
8. Помощь
Шоком было то, что можно написать учителю или прийти к нему в кабинет, если что-то не понятно. Спросить еще раз здесь – не стыдно, так что будьте уверены, что здесь вам будут объяснять материал до тех пор, пока вы его до конца не поймете. Иногда за чашкой кофе, иногда за супом, а иногда и за пивком (21+ и рамках приличия). Это включено в стоимость обучения. И это совершенно нормально. Для них. Я до сих пор не привыкла.
Если для вас странно заниматься с преподом наедине, в университетах всегда есть клуб студентов, в который можно прийти и сказать: «Я не понимаю, как кодировать в SAS, помогите мне». Назначаете дату, время, и voila, вы профи.
Помощь предлагают даже в научных исследованиях: если вам нужно найти какую-либо статью – у вас для этого есть все ресурсы. Ребята, тут существует специальный отдел, который помогает студентам искать статьи, журналы, вырезки и далее по списку! Вы просто приходите к ним и говорите: «Я делаю исследование про маркетинговые стратегии прошлого века в Японии», а милые девушки ищут ресурсы за вас! Ну не чудо ли? А если в университетской библиотеке таких источников нет, вы идёте за другую стойку и заказываете все статьи/журналы, которые, в течение 2ух дней, вам привозят в библиотеку Университета. Так что не нужно носиться по всем библиотекам города. Да, здесь реально сидят в библиотеках, в интернете нет даже малой части (спасибо, антиплагиат). Об этом позже.
9. Самостоятельный выбор предметов.
Ну тут все понятно.
10. Огромная поддержка студентов при поиске работы.
Тут все настолько заинтересованы в вашем трудоустройстве, что это, в первое время, немного настораживает. Наша нация не особо привыкла, что о нас кто-то печётся, согласитесь. Но здесь (у нормальных Университетов, естественно) это в порядке вещей. У моего ВУЗа даже есть свой портал, схожий с LinkedIn (HH, если вам так удобнее), куда заходят работодатели, которые ищут студентов именно нашего Университета. Центр развития карьеры помогает составить резюме, объясняет как прокачать его таким образом, чтобы работодатель обратил на него внимание и прочие трики. Устраиваются постоянные воркшопы, открытые лекции, обязательные «пробные» интервью, firmsnights. Вас заставляют писать резюме и CV снова и снова, вам объясняют, как не наткнуться на мошенников среди рекрутеров. И все это с самого начала обучения.
Единственный раз, когда я сталкивалась с центром развития карьеры в своем российском ВУЗе – это на 4 курсе, когда близилась обязательная преддипломная практика, и представитель ЦРК сказал мне: «Ну как бы… мы помогаем найти стажировку…ээ..но вы на это не рассчитывайте, ищите сами. Мы, в первую очередь, заботимся о тех, у кого средний балл – 5, ну или кто идет на красный диплом. А остальным уж как повезет». Занавес.
Из минусов:
1. Очень дорогие учебники.
Цены здесь заоблачные на любую литературу, особенно академическую. Я купила 3 учебника за 200 баксов (13600 рублей по нынешнему курсу) и мне нужен был еще один, опять же за 200. Тут я сдалась.
Если книга дорогая – ее можно найти в библиотеке, но на руки ничего не выдаётся, так как обычно таких книг мало. Через 2 часа книгу придется сдать (если очереди на нее нет – можно продлевать).
Если вам только предстоит учиться в штатах – не бросайтесь покупать рекомендованные курсом учебники, возможно, они вам и не понадобятся. А вот если ваш преподаватель их утвердил, тогда смело заходите на Amazon и перекупайте старые книги у студентов. Выйдет гораздо дешевле.
2. Последовательность
Как я говорила, в США всё учат с самого начала, но иногда это может быть и минусом. Тут не «бросают в воду, чтобы научить плавать», как это делают у нас, да. Но здесь у каждого курса, который вам нужно взять, будет строка «Prerequisites», где будет написано, какие курсы вы должны были пройти до этого. Например, я хотела взять дополнительный курс по корпоративным финансам, но не смогла, потому что у меня за плечами не было курса по введению в финансовую аналитику и финансовый учёт. Мой российский бэкграунд по финансам и международным финансам оказался недостаточным. А жаль.
Еще один пример: чтобы поступить на STEM программу в маркетинге, мне нужно было пройти хотя бы 1 курс статистики. В бакалавриате все 4 года у меня прошли бок о бок со статистикой, поэтому проблем не возникло, а вот у моей соседки не было такого опыта, и ее не взяли на мой факультет.
3. Незнание – сила?
Я настолько привыкла к билетам, что мысль о том, что ни билетов, ни вопросов к экзаменам тут нет – вводит меня в ступор. Немного не понятно, к чему готовиться. На экзамене может попасться любой материал, пройденный за семестр. Каждый раз ты, по сути, открываешь ящик Пандоры.
4. Плагиат
Ой, как же сложно в этом плане русским. Помните диплом/курсач/НИР, да что угодно? Когда: «Леха, скинь список литературы. – Да и что, что у тебя тема про актёрское мастерство, а у меня про тёмную материю, никто ж проверять не будет!». Тут будут. Причем всё. Тут можно даже невольно сплагиатить, поэтому и сидишь, выписываешь все цитирования и все источники очень скрупулёзно. В общем, самое тяжелое тут – не написание работы, а ее оформление.
Конечно, сложно оценить всю картину, проучившись 1 месяц. К тому же, я учусь в одном из ведущих Университетов, где все устроено по-человечески. Но и в России я училась в одном из ведущих Высших Учебных Заведений, так что смысл в международном сравнении есть.
Очевидно, что подход к обучению в ВУЗах - лидерах и коммьюнити колледжах, скорее всего, кардинально отличается. Но со стороны своего опыта могу сказать: учиться здесь – действительно сложно. Зато польза ощущается максимально. Здесь понятно, для чего прилагаются все ваши усилия, а также где и как можно применить полученные знания. Да, нужно кропотливо сидеть над статьями, да, нужно уметь прочитывать по несколько книг на английском за неделю и да, нужно очень много думать и развивать critical thinking. Но не в этом ли состоит смысл развития? Даже самая сложная учёба становится возможной и очень интересной при нормальном подходе к обучению, нормальному отношению к людям, полной обеспеченности ресурсами и поддержкой. И, конечно, при собственном желании.