Бардак в большой стране, в то время, конечно же затронул все сферы жизни.
Бывшая держава СССР "развалилась" и понеслась рыночная экономика, оставив за бортом всех бюджетников: учителей, военных, инженеров и конечно же медиков.
Многомесячные задержки и без того скудной зарплаты, частое отсутствие элементарных препаратов, ну и конечно же специфический контингент - какая страна, того и лечим.
Наши пациенты в то время.
Конечно же, никто не перестал болеть - так же остались бабули-гипертоники, сердечники, астматики и дети с, как правило, "ничего не знающими" молодыми родителями.
Речь пойдет специфичных для 90-х пациентах. Так как в медицине любят "структурировать", то и мы условно разделим наших "вызывателей":
Малиновые пиджаки
Этот "вид" - правда одевался согласно веяниям не самой стильной моды. Но уверенно считал себя умным и богатым, настолько, что может купить все и всех. Хотя в те времена, это и не было, далеко от реальности.
Но перейдем от "зоологического" описания, непосредственно к жизненному наблюдению на скорой.
Как правило, после приезда домой к такому пациенту (точнее к членам его семьи), оказывался на территории биржи - где срочно все покупалось и продавалось, по новому тогда "орехокольного" вида телефону, с достаточно громкими децибелами. То ли связь тогда была плохая, то ли нужно что бы все слышали.
Это конечно же "раздражало", особенно когда пытаешься измерить давление или прослушать легкие. Правда в большинстве своем, при таком раскладе, вмешивался кто-то из близких и отправлял "малинового" в другую комнату.
Спросите, а что еще можно сказать про них? А ничего особенного, кроме разговоров по телефону и умных рассуждений как нужно жить - это обычные люди, в целом просто веяние эпохи. Достаточно вменяемые, если дело касалось здоровья его или родственников. Так же получали, анальгин с папаверином в одно место. И так же говорившие "Спасибо доктор!"
Серьезные люди
С криминальным элементом в те времена, сталкивались все. Но отдать должное, ни одного случая угрозы или какой-то опасности для жизни при вызове бригады, за все то время, от этих пациентов, так и не встретилось. Может это было связано как-то регионально или просто повезло - попадались люди с "правильными" взглядами. Прошу, не путать с так называемой "приблатненной" публикой, которая часто и приносила "гемморой" в нашей работе.
Ну что можно сказать про данных пациентов. Как правило, общались с окружением, которое всегда спрашивало все ли есть (из лекарств). Спасибо им за пополнение нашей "скоропомощной" укладки, теми же одноразовыми шприцами. Последние как правило выдавались, только на спецбригадах и то в ограниченном строго подотчетном количестве.
Отдельно, можно отметить и организованность, если надо было помочь отнести больного в машину - то брали и несли всё, и носилки, и сумку, и кучу оборудования если придется (один Кокчетав сколько весил).
Обязательно в наш "рафик" с пациентом, кто-то садился из окружения, но больше это мешало из-за небольшого размера машины. Как правило вели "задушевные" разговоры, если пациент был стабилен.
Правда кортеж до больницы, с дорогими автомобилями во главе с побитым жизнью "рафиком", смотрелся немного странно со стороны. Но опять же это веяние эпохи.
Приблатненные пациенты
Как уже говорилось выше, страна развалилась и "повылазило" на свет все что можно. И далеко не всегда самое хорошее. Появилась и так называемая "приблатненная" публика, в большей степени связанная с криминальными делами, но не сидевшая и при этом разговаривавшая на корявой "фене".
Эта категория, как правило оперировала следующими диалектическими оборотами: "Если ты не сделаешь, Щас я тебе, Кто ты есть". И другими соответствующими не всегда приятными слуху выражениями. Ни к какой отдельной этнической и половой группе эти лица не относились - русские, жители Кавказа, мужчины и даже женщины.
Правда, до реальной угрозы практически не доходило, в основном срабатывал психологический подход перехода с интеллигентно-вежливого разговора, на спокойно-угрожающий диалект - с указанием пожелания вызвать милицию для поручения им оказания медицинской помощи. В некоторых случаях, в зависимости от состояния больного, бригада просто разворачивалась и уходила, о чем сообщалось диспетчеру.
Конечно, же если пациент был настроен агрессивно, то оказывали и мы соответствующую "помощь". Благо в те времена, работники скорой помощи держались достаточно дружным и сплоченным коллективом.
Малыш, Кокчетав, КИ-3 - или лучшие средства от наркоманов
Наркоманы были всегда, и в СССР, и в сегодняшней России, а тем более во времена лихих 90-х. Учитывая что, оборудование на скорой было хотя и мобильным, но весьма увесистым из-за производства еще во времена Советского Союза - оно использовалось и не по своему прямому назначению, для защиты на вызове от указанной группы пациентов.
Самым подходящим и удобным для этих целей оказался КИ-З - баллон с кислородом, в холщовой сумке с регулируемой лямкой (через плечо). Действовавший весомым аргументом в крайних ситуациях.
Сами понимаете, когда в карточке вызова стоит боли в сердце, или открытый перелом, то врач однозначно возьмет вызов препараты наркотического действия.
В те времена, старались в непонятных случаях, сначала оставлять в машине злополучную, "металлическую" коробочку с этими ампулами. В любом случае из-за потери ампулы того же морфина, можно было получить достаточно много геморроя и от руководства, и от милиции. А от такой группы пациентов можно было потерять и весь дежурный набор ампул из строго-отчетного списка препаратов.
Поэтому выезжая на вызов к пожилому пациенту с болью в сердце, и видя по приезду достаточно молодое лицо с "ломкой" - всегда были готовы к разным событиям. Наркоманы в большинстве своем народ очень трусливый, и истории с ножом у горла врача, происходили только если бригада была женской, или на вызов приезжал один врач или фельдшер. Как все заканчивалось? По разному, иногда не всегда хорошо.
Слова благодарности моему руководству.
Мой первый главный врач станции СП, был мужчина достаточно резким в общении с подчиненными. Но встряску он давал только внутри коллектива, а для всех остальных его сотрудники - были лучшие и неприкасаемые. Мог дать и "оплеуху" нам, тогда молодым фельдшерам и санитарам, но честно обиды не было - было понимание за что, и это лучше, чем выслушивать нотации.
Его дежурное выражение в те времена, особенно после жалоб "активного" населения на драки скорой помощи и "пациентов":
Оказывайте помощь не на улице, а где положено в санитарном транспорте.
Это спасло от многих неприятностей в дальнейшей работе. Благодаря ему все на нашей станции, наверное, относительно стабильно и держалось. По крайней мере, чем лечить на вызовах, у нас было всегда. Да и зарплата задерживалась не так часто, как у остальных бюджетников. По рассказам коллег в других регионах - все происходило совсем по другому. Даже отсутствие топлива для машин, нас особо не коснулось.
В общем был нормальный руководитель, благодаря которому многие из нас остались в медицине, в те времена.
Материал, написан одним из наших авторов действующих врачей-специалистов. Хотите больше таких публикаций: ставьте оценку, подписывайтесь на наш канал, и пишите об этом в комментариях.