В первой части я рассказывала про подготовительные материалы и общую информацию (прочитать можно здесь). Теперь расскажу про практическую часть - упражнения для детей.
Упражнение 1 - "Потрогать буквы"
Разные по фактуре буквы привносят разные ощущения. Дети тактильно запоминают даже лучше, чем визуально или на слух. Используйте мягкие, пушистые,... буквы - здесь есть простор для творчества ;)
Упражнение 2 - "Составить слово"
Здесь на помощь приходит подвижный алфавит. Когда ребенок знает 3-4 согласных и 3-4 гласных, можно приступать к составлению слов.
Упражнение 3 - "Заштриховать и обвести"
Обводя рамочки и штрихуя рисунок, ребенок подготавливает свою кисть к письму. Чтение начинается с письма, а письмо - с подготовки кистей.
Упражнение 4 - "Написать слово"
Обычно дети, начавшие писать, делать это с большим увлечением. Но одни могут долго изучать по одной букве, по одному слову. А другие начинают писать, когда составление слов для них - легкое дело.
Упражнение 5 - "Игра с рамками-вкладышами"
Сам процесс: рамка положить на лист бумаги, ребенок обводит окошечки цветным карандашом. Затем с нарисованной фигурой совмещается соответствующий вкладыш и обводится карандашом другого цвета. Фигура заштриховывается широкими линиями (потом всё более узкими). Штриховка всегда идет слева направо.
Порядок фигур такой: квадрат - правильный треугольник - трапеция - треугольник с дугообразными сторонами - эллипс - круг - овал - прямоугольник - четырехлистник - пятиугольник.
Упражнение 6 - "Почитать"
С письмом идет и чтение. От слова дети переходят к фразам, от рукописного письма - к печатному. Ребенок начинает читать, когда самостоятельно составляет слова из подвижного алфавита.
Упражнение 7 - "Шершавые буквы"
Нужно изготовить буквы письменного начертания из бархатной бумаги и наклеить их на голубой/розовый картон (согласные/гласные буквы). Заглавные и прописные буквы сложить в разные коробки. Ребенок достает букву, а родитель показывает как можно обвести это букву двумя пальцами (указательный и средний), как будто он пишет. Ребенок повторяет эти движения (можно в воздухе) и называет букву.
Другой вариант этого упражнения: ребенок выкладывает перед собой шершавые буквы и закрывает глаза. Он ощупывает буквы и пытается их угадать.
Вторая часть упражнений в следующем посте.