Культура
Олег Нестеров, музыкант, продюсер, лидер группы «Мегаполис»
Кино - нефть 60-х
Это уже традиционный ежегодный музыкальный спектакль, посвящённый неснятым фильмам 60-х годов. В центре внимания четыре неснятых фильма так называемой российской новой волны.
Всем известно наше оттепельное кино, как оно блистало во всём мире и каждый год завоёвывало призы в Каннах и Венеции. Эволюция была прервана в какой-то момент, причём даже в 2 момента. Первый раз – это было в феврале 1963-го года, когда случилась встреча Хрущева с интеллигенцией и была посвящена целиком кино, разбиралась по косточкам картина «Застава Ильича». Всем досталось по полной, и на следующий день на Мосфильме было закрыто 12 картин.
Второй метеорит, конечно, упал после Праги, когда стало понятно, откуда ждать беды. А кино – это высочайший уровень воздействия на умы, плюс ещё это были, конечно же, деньги. Вы не поверите, но 50000 киноустановок кормили в СССР всё здравоохранение и образование. Это была нефть 60-х. Например, 5000 руб. – это аванс только сценаристам. То есть реально человек мог написать сценарий, не работать, кормить семью несколько месяцев.
У нас были абсолютно гениальные, мощные замыслы. Если вспомнить того же Шукшина с картиной «Степан Разин», это лебединая песня его жизни, которую он не снял, мы вообще по-другому бы себе представляли, кто такой русский человек. Если бы Панфилов снял Жанну д'Арк с Инной Чуриковой в роли Жанны д'Арк. Не случилось, революция была прервана, и в итоге страна не стала той, какой ей следовало бы стать. То есть прошивка у страны была бы явно другая, мы бы сейчас были другие, и у нас были бы до сих пор иные пословицы и поговорки, герои.
Как родилась мысль о проекте
Случайно наткнувшись на эту тему, на это великое ужасное кладбище, я понял, что приговорён рассказать об этой истории, о неснятых фильмах, рассказать про короткую эпоху, время, когда всё получалось. Мы просто поняли, что к тому моменту нигде эти лучшие фильмы не были собраны и не были снабжены какой-то информацией. Поэтому нам важно было это сделать.
Это не ретро-проект, это проект для молодых, эстафетная палочка от тех двадцатилетних, которые воплощали свои замыслы, даже формально не воплощая их. И сам спектакль, в общем-то, это попытка совместить музыку к этим неснятым фильмам, которые мы сделали с группой «Мегаполис». Это разговор о тех художниках, у которых эти замыслы были не воплощены. Это разговор вообще на тему жизни невоплощённых замыслов после смерти их миссии, это разговор на тему свободы и несвободы, художник и власть. В конце концов, это разговор на тему родителей. И на каждый спектакль дети привозят своих родителей, а родители детей, вот что такое «Жизнь планет».
Музыкальное сопровождение
Ко мне постучалась музыка из неснятых фильмов 60-х. С одной стороны, это глубинные пласты «Мегаполиса», и «Мегаполис» там чувствуется, причём «Мегаполис» 21-го века. И это прямое развитие после нашего альбома «Супертанго». С другой стороны, эта музыка могла бы вполне спокойно звучать в фильме 60-го года, 68-го, 64-го и 72-го. Она как чёрно-белая фотография, то ли вчера сделана, то ли 50 лет назад. И при этом чрезвычайно актуальный музыкальный материал.
Электрогитара сейчас, в 21-м веке, это ноль без палочки. Она давным-давно заняла место наряду с другими инструментами в современной музыкальной культуре. А нам хотелось бы вспомнить начало 60-х, когда в фильмах эта гитара царствовала. Вспомните долларовую трилогию Морриконе, вспомните фильм «Шарада», например. Там музыка Генри Манчини, где идёт шикарный оркестр, и гитара царствует. Нам важна была именно такая гитара. И это получилось, потому что у нас абсолютно гениальный гитарист Дмитрий Павлов. Хотя ему лет совсем немного, и ту эпоху он не застал, но он очень аутентично просверлил все эти породы и достал самую чистую воду.
Площадка для спектакля
Нам нужны площадки-трансформеры, потому как мы играем в круг, и зрители сидят вокруг нас. Поэтому новая сцена Александринки, поэтому музей современного искусства Эрарта, поэтому центр имени Мейерхольда, поэтому Гоголь-центр.
Почему мы сидим в круг? Потому как в центре складывается такая оркестровая волна, если говорить о физических законах. Хоть у нас всего пять инструментов, достаточно традиционных – электрогитара, бас, барабаны, скрипка, акустическая гитара, – но в этой музыке очень много воздуха. И вообще, 60-е – это про воздух. Так и метафизически складывается энергия, и зритель, который сидит вокруг, вдруг оказывается в центре циклона.
Творческий процесс
Творческий процесс – это три этапа. Первый – это подготовка, создание условий, когда мы понимаем, на каких стульях нам сидеть, в какие дудки дуть, где взять деньги на то, чтобы это всё дело записать. Потом хлопнули в ладоши в какой-то момент, и очень короткий промежуток времени – 40 минут, час, когда непосредственно происходит сам творческий акт, когда никто ничего не понимает, что происходит. Ничего не понимать, ничего не ждать и ни от кого не зависеть – вот три моих принципа во время непосредственно творческого акта. А дальше третий этап – это подведение итогов, это критическая оценка того, что произошло. И вот за первую и третью фазу музыкант не должен отвечать. Он должен отвечать только за то, чтобы у него поры были творческие открыты во второй фазе. Вот там вдохновение и там творческий процесс. Я отвечаю за первый и за третий, как продюсер своего собственного коллектива. Если эта конструкция не собрана, проект не живёт.
Мы играем этот спектакль дважды в год – весной и под самый Новый год. Апрельские показы «Из жизни планет» – это всегда про весну. И в этот раз мы назначили ответственных Июльансамбль. Это молодые гении, это курс Рыжакова, школа-студия МХАТ. Я их видел несколько раз в разных местах, и у меня было впечатление, что я соприкасаюсь с вечностью. Как будто бы я это начало 60-х, и молодые выпускники пришли на Таганку.
Театр – место силы
До того, как я не поднялся сам на сцену и не сделал свой собственный спектакль, как драматург, не проработал с Денисом Азаровым, который стал режиссёром «Из жизни планет», я долго не ходил в театр, просто не обращал внимания. И незадолго перед этим и сразу после я вдруг увидел, что театр – это место силы в сегодняшней Москве. Именно через театр может произойти нечто важное, что не произойдёт ни на концерте, ни в какой-нибудь галерее, ни уж тем более в клубе. И театр становится таким местом для синтетического искусства, потому что даже «Из жизни планет» – это спектакль музыкальный, там больше часа живой музыки. При этом музыка не является второстепенной частью, которая сопровождает спектакль, она является главным героем.
С другой стороны, это не концерт. Я давно уже говорю всем своим коллегам, кто занимается музыкой, обратить внимание на театр и делать совместные проекты. Театр – это про здесь и сейчас. Современному человеку необходимо выйти из поля зрения, оторваться от монитора, почувствовать рукопожатие, весенние запахи и вообще всё, непосредственно происходящее перед тобой, – пот на лице актёра, глаза горящие. Плюс, так совпало, что в Москве появилось несколько мест с этой молодой энергией, где всё начало вдруг происходить, и куда молодой зритель потянулся, в эти места народ пошёл за какой-то очень важной поддержкой.
Евгений Додолев, российский журналист, автор программы «Мимонот» на Радио Медиаметрикс
Полный текст интервью на mediametrics.ru