Найти тему

Невезучая подлодка

"Как невезучей может быть подлодка?" - подумала я. Один раз не повезло - утонула, и всё, конец. Невезучая - это когда не везет постоянно, регулярно. А регулярно тонуть - как-то это не правдоподобно. Но судно С-390 было именно НЕВЕЗУЧИМ. Серьезно, как будто злой рок висел над этой субмариной...

Невыспался

Шли послевоенные 1950-е, время, когда уже зарождалось противостояние Советского Союза и США в Мировом океане. Недалеко от Владивостока расположился наш доблестный флот из нескольких сотен кораблей и подлодок. Среди них и наша героиня - С-390.

Неожиданные проверки из штаба на флоте были нормой как сейчас, так и тогда. Объявили учебную тревогу, лодки «разбежались» по своим точкам и стали на якорь. Угадайте, какую лодку проверяли первой? Да, самую "невезучую". На С-390 тогда командовал капитан Тепляков. Проверка продлилась всю ночь, до самого утра... Это была первая ласточка "неудач".

Утром моряки С-390 решили позавтракать на пирсе. Представляю, какой аппетит просыпается после многочасовой проверки! Уставший, задерганный командир подлодки Тепляков стоял на мостике и безучастно смотрел в сторону, пока его лодка двигалась с достаточно большой скоростью в сторону пирса. На пирсе люди уже тогда поняли, что субмарина не успеет остановиться, берег был совсем рядом. Но особенно настораживал вид спокойного Теплякова. Неужели задумал нехорошее? Но нет, капитан всё-таки очнулся, увидел ситуацию и стал что-то кричать морякам. Да только чудес не бывает. До берега осталось метров десять, и С-390 с полного хода вылетела из воды. Ее нос, словно трактор, полез по камням. Пришлось вызывать буксир с Владивостока, чтобы затащить подлодку обратно в воду.

Как позже оказалось, уставший и не выспавшийся торпедный электрик просто перепутал команды капитана и вместо "полного назад" выполнил "полный вперед". Вот что бывает от ваших проверок! Не дают людям спокойно работать...

С перепугу

Не прошло и трех лет, как на флот нагрянула еще одна глобальная проверка. В этот раз подлодкам нужно было провести показательное погружение, чтобы проверяющие убедились в профессионализме команды.

По идее всё должно было пройти тихо-мирно, примерно так: С-390 идет на глубину, а другая лодка должна поддерживать с ней ультразвукоподводную связь (УЗПС). До нужной глубины лодка погружается с остановками через каждые 25 метров. При каждой остановке подводники должны внимательно осмотреться в отсеках и доложить обстановку, не отвалилось ли чего.

Это так должно было пройти, а в реальности всё было вот как. С-390 ушла под воду и уже проходила очередной этап погружения, когда наверху обстановка осложнилась - на воду опустился туман, видимость стала нулевой. По правилам, надо было останавливать погружение, нельзя в туман проверять. Но в таком случае пришлось бы все повторить, то есть начать погружение с самого начала, а С-390 оставалось уже немного до нужной отметки. Кто же остановится за полшага до финиша.

И вот на глубине 105 метров на лодке всё-таки что-то отвалилось. Вырвало прокладку с клапана системы вентиляции, если это вам о чём-то говорит. Если простым языком, то через небольшую дырку в подложку с бешенной скоростью начала заливаться вода. Брызжет так, что ничего не видно, шум стоит ужасный. От такого подлодки даже идут на дно, если командир вдруг не сможет быстро сориентироваться.

Но на С-390 служили не абы какие моряки! Ответственный за такие случаи моряк не растерялся и не стал дожидаться команды, а повернул пару рычагов. Спасал команду, герой! Да только лодка вылетела из воды под углом в 80 градусов. Это почти вертикально, как свечка! Но это было только начало... В результате такого угла что-то клацнуло в автоматических системах и возникло короткое замыкание на лодке. Как результат - полная темнота. А без электричества ни двигатель нельзя запустить, ни по рации связаться с командованием!

Еле-еле с помощью берегового поста обе лодки нашли друг друга. Кое-как на С-390 сумели запустить дизель, и она с горем пополам вернулась в базу.

Встреча с американцами

Еще один случай с невезучей горе-подлодкой случился близ японского острова Окинава, где располагалась одна из крупнейших американских баз. И располагается до сих пор...

Так вот, рано утром лодка погрузилась под воду, остался только перископ над водой. Командир Тепляков производил осмотр водной поверхности и уже был готов отдать команду на дальнейшее погружение, как вдруг на горизонте заметил подлодку. Тепляков решил подождать с погружением. Тепляков всё никак не мог разобрать, наша это лодка или не наша, и всё смотрел, смотрел, не погружаясь. Дождался аж до мощного импульса гидролокатора: неизвестная лодка производила опознавание нашей. От неожиданности в это мгновение Тепляков даже присел, затем отдал команду на погружение. Но было поздно.

Американская атомная лодка продолжала запрашивать данные для опознавания. С-390 с перепугу молчала и попыталась скрыться. Но американцы начали ее преследовать. Тепляков применял все известные ему маневры, чтобы оторваться, но вскоре появились уже и американские эсминцы, и сторожевики, которых вызвали по радио. Это был полный провал...

Погоня продолжалась двое суток, пока Тепляков не дал команду на всплытие, чтобы связаться со штабом и подробно доложить обстановку. Всплыли. С трех сторон окруженные чужим флотом. На запрос с эсминца Тепляков ответил, что ведет в море «гидрологические наблюдения». Из Москвы пришла радиограмма: «Следовать в надводном положении в базу». И лодка двинулась в путь под эскортом американских кораблей. Нашу несчастную подлодку довели до самых границ СССР, по пути американцы ее фотографировали и даже снимали для телевидения. Позорище было еще то...

Бес вселился?

Прошло около пяти лет после случая с американцами. Зимой наши подлодки, стоявшие в Магадане, обычно переходили на Камчатку, там было меньше льда. Пришла туда и С-390. И вот в один из дней ее экипаж отрабатывал задачи в одном из полигонов. Притом лодка как-то странно вела себя: то она шла нормально, то вдруг начинала проваливаться на глубину, то неожиданно поднималась вверх.

Вначале, как водится, ругали боцмана, который никак не мог понять, почему лодка продолжает вести себя так странно. Потом за рули сел заместитель командира и попытался «учить» боцмана. Учил-учил, да только лодка не поддавалась и командирскому заму, по-прежнем то поднималась, то «клевала носом». Так и проплавали весь день.

Вечером лодка всплыла в надводное положение и пошла в бухту, но дойти не успела, как объявили: «Всем судам! Угроза цунами». По этой команде все корабли и суда должны были выходить из бухты и становиться на якорь в открытом месте. Бросила якорь и С-390.

Когда угроза миновала, все стали сниматься с якорей. С-390 тоже подняла якорь и дала полный вперед. Потянув за собой стоящий рядом плавкран. Капитан не мог понять, чем это они зацепили плавкран, если якорь был поднят, более того - он четко вошел в отверстие без каких-либо замедлений.

Как оказалось, с прогнившего цепного ящика вывалился приличный кусок цепи, и все это время за лодкой тащилась большая 100-метровая металлическая петля. Только тогда стало ясно, почему так странно вела себя С-390 накануне. Когда морское дно было чистым, лодка шла спокойно, когда же цепь зацеплялась за камень или же другое препятствие на грунте, она «клевала носом».

Можете считать, что все эти случаи свидетельствовали о неудовлетворительном состоянии самой С-390 и плохой подготовке команды. Но даже коллеги капитана Теплякова, плавающие на таких же подлодках с такими же охламонами-моряками, считали именно С-390 самой невезучей посудиной тех времен.

Интересно было? Мне - очень, писала и сама удивлялась, бывает же такое... А следующая увлекательная история будет уже завтра, сделаю лишь небольшой анонс: это будет про животных. И про роботов. И конечно же - это будет реальная история, произошедшая в... До завтра, друзья)