Найти тему

ИСТОРИИ ПЕРВЫХ В РОССИИ МАГАЗИНОВ ZERO WASTE

Оглавление

География первых российских безотходных магазинов заметно расширилась за последний год: такие магазины уже открылись в Петрозаводске, Бийске, Тюмени, Санкт-Петербурге и Москве. В таких магазинах вы не найдете полок, сплошь заставленных продуктами в неперерабатываемой пластиковой упаковке. Там вы сможете купить исключительно сам продукт, не переплачивая за упаковку и не нанося вред окружающей среде отходами, которые часто невозможно никуда сдать на переработку. Появление таких магазинов - огромное облегчение и подспорье для людей, понимающих масштабы надвигающейся мусорной катастрофы. Читайте ниже четыре откровенные истории от владелиц первых российских безотходных магазинов: кто эти отважные женщины, как они решились на такие смелые эксперименты, и как сегодня обстоят дела у магазинов.

«Покупай правильно», г. Санкт-Петербург, Ася Воронкова

Магазин с сестрой Юлей мы открыли в июле 2018 года. Я была идейным вдохновителем проекта, проработав до этого больше 10 лет в сфере благотворительности и пройдя путь от волонтера до директора благотворительного фонда. Последние годы я активно продвигала идею социального предпринимательства, поэтому магазин стал логическим итогом всей моей профессиональной деятельности. Для меня магазин — это не просто бизнес с эко -лицом, а попытка решить сразу несколько социальных проблем.

Сначала я месяц вынашивала идею открытия просто своего дела, чтобы не зависеть от других. А потом вдруг мы увидели с сестрой видео в Facebook об одном таком магазине в Германии и нутром почувствовали, что это наше. Мы стали выяснять, есть ли такие магазины в Питере, и, поняв, что никто пока ничего подобного здесь не открывал, мобилизовали все силы и уже через три недели встретили своих первых покупателей. За это время мы не успели ни испугаться, ни даже толком рассказать о своих планах, поэтому открытие магазина стало сюрпризом для всех, включая нас самих.

Нашему магазину всего полтора месяца, но мы уже можем похвастаться постоянными покупателями. Магазин пользуется популярностью не только у людей, ведущих экологичный образ жизни, к нам часто заходят и просто живущие по соседству люди. А благодаря тому, что в магазине можно сдать пластиковые игрушки, среди наших гостей много родителей с детьми. Дети очень любят нашу коробку с бесплатными игрушками.

Окупаемость нашу пока оценивать сложно, но в целом мы вполне конкурентноспособны по отношению к небольшим продуктовым магазинам. Хотелось бы получить какую-нибудь поддержку от города, но у нас пока нет правильного определения социального предпринимательства, поэтому на поддержку рассчитывать не приходится. Но мы надеемся, что скоро это история изменится.

Сейчас я вижу рост интереса к таким магазинам — они открываются во многих городах, и мне часто пишут и просят совета. Я думаю, пока этот тренд будет набирать обороты. И, даже если крупные ритейлеры все-таки откажутся от упаковки или упаковка станет биоразлагаемой, то у нас останутся свои покупатели, которые будут приходить не просто за продуктами, а за теплотой и возможностью побыть среди единомышленников.

«Развесная лавка», г.Бийск, Валентина Проходцева

Магазин мы с мужем Артемом открыли в январе 2018 года. У мужа за плечами филологическое образование и опыт работы продавцом, а у меня — инженерное образование и опыт работы на заводах специалистом по качеству. Опыта в бизнесе не было ни у него, ни у меня.

На самом деле, мы давно думали открыть что-то свое, по возможности в сфере защиты окружающей среды. О появлении подобных магазинов в Европе мы узнали из интернета и начали прикидывать, как и где мы могли бы открыть свой. Почти все знакомые крутили пальцем у виска. Но, как говорится, мысль приходит к тому, в чьих силах ее осуществить.

Покупатели у нас есть, хотя и нет так много, как бы хотелось. В основном к нам ходят люди молодого и среднего возраста, более старшее поколение никак не может понять, чем так плох полиэтиленовый пакет.

Я считаю, что за такими магазинами будущее. Мне кажется, что такой проект можно запустить в любом городе, но шансы на успех выше в городах, где развито экологическое движение и есть много точек для сдачи вторсырья.

«Пакета нет», Тюмень, Кристина Шелемеха

Магазин я открыла в марте 2018 года. До этого я работала шеф-редактором областной интернет-газеты и опыта в бизнесе у меня не было. Два года назад я задумалась о смене деятельности, всерьез увлекшись вопросами экологии. Идея магазина родилась из двух потребностей: в Тюмени туго с товарами без упаковки, а особенно плохо с упаковкой в области здоровых продуктов. Параллельно я следила за магазинами с товарами без упаковки по всему миру и поняла, что это оно. Так появился мой магазин товаров, свободных от упаковки, где главный акцент сделан на продуктах для здорового питания.

Хотя у меня и были опасения, но я не ныряла в омут с головой, а пошла со своей идеей на бесплатные курсы для предпринимателей от общественной организации «Опора России». На обучении я представила свою идею, и она на удивление была принята позитивно, хотя я ожидала большего скепсиса.

На сегодняшний день магазин работает стабильно, причем в плюс мы вышли уже через месяц работы. Летом, в связи с отпусками, выручка просела в 2 раза, но сейчас снова возвращаемся к обычным показателям. Наши постоянные покупатели - это тюменцы 27-40 лет с достатком выше среднего, которые заботятся о своем здоровье и здоровье семьи. Мотивация у них может быть разная – это могут быть люди с аллергией, спортсмены или сыроеды. В первую очередь людей привлекает наш ассортимент, а удерживает сервис: покупателям приятно чувствовать себя причастными к делу сохранения окружающей среды. Растет количество молодых клиентов-миллениалов. Это веганы, сторонники Zero waste, просто студенты, которым нравится идея покупать «по чуть-чуть».

Срок окупаемости инвестиций, вложенных в мой магазин – 7 лет. Это очень много, за этот срок можно окупить целое производство. Поэтому мы работаем на свои средства, не привлекая инвесторов. Другое дело, что идея такого бизнеса окупаемостью не исчерпываются. Магазин дает мне работу с удобным графиком и идеальным расположением, помогает молодым производителям выходить на рынок (мы помогаем с оформлением документов, позиционированием и продвижением), обучает людей правильно питаться и жить экологично.

Цикл жизни такого маленького бизнеса – 3-5 лет, потом начинается спад, и это нормальный экономический процесс. Тут уже от владельца зависит, как распорядиться отпущенным временем: просто тянуть лямку, паковать франшизу, вырастать в сеть супермаркетов, дополнять магазин ресторанчиком или производством. Пока я понимаю, что даже если гипермаркетах завтра появятся секции развесных товаров, это нас не убьет. Никогда в большой сети не будет таких крупных орехов, таких редких продуктов, такой чистоты и такого сервиса, как у нас. Но расслабляться, конечно, не планирую. И не планирую пинать дохлую лошадь, если она перестанет ехать: у меня есть тетрадочка, где записано еще с десяток идей для экологичного бизнеса. Дурная голова рукам и ногам покоя точно не даст.

Магазин "Без упаковки", г. Петрозаводск, Любовь Сорокина

Розничный магазин я открыла в июне 2018 года, но до этого он больше полугода просуществовал в режиме интернет-магазина. По образованию я экономист и много лет проработала в бухгалтерии, а потом ушла в бизнес. На момент открытия магазина у меня уже был небольшой предпринимательский опыт. Опасений не было: я верила и в себя, и в магазин. Муж идею не поддержал, посчитав ее провальной, хотя и по сей день мне во всем помогает.

Покупателей у нас не очень много, но они все-таки есть. Мы открылись на месте «обычного» магазина, и люди часто заходят к нам по инерции, правда, 80% ищут алкоголь и сигареты. Оставшиеся 20% что-нибудь да покупают. В основном, это сладости, печенье, хлеб и сахар. Есть человек 100 постоянных покупателей, приезжают раз в неделю или две. Но летом обычно бывает спад продаж. Надеемся осенью на рост. Мне кажется, любой бизнес будет окупаться, если он интересен владельцу, вы хорошо понимаете своего покупателя и видите его в перспективе.

Наш средний покупатель — это человек в возрасте от 30 лет, у которого часто есть семья и дети. Хотя приходят и мужчины, и женщины, женщин все же больше.

Готовность города к такого рода экспериментам, зависит от того, насколько в нем развито экологическое движение и активны эковолонтеры, потому что именно они формируют среду лояльных покупателей. Я уверена, что интерес к таким магазинам сохранится в течение еще нескольких лет, потому что в России пока туго с переработкой отходов, а информация о проблемах мусора распространяется все шире и шире.