На этой неделе во время выступления на Генеральной Ассамблее ООН президент США Дональд Трамп в очередной раз заговорил о том, что Германия должна изменить тактику и отказаться от строительства газопровода «Северный поток-2», пока сама страна и весь Евросоюз не оказались в полной энергетической зависимости от России.
Позже глава МИД Германии Хайко Маас прокомментировал эти слова американского лидера, подчеркнув, что Берлин никоим образом не зависит от Москвы, а СП-2 является в первую очередь экономическим проектом, который выгоден всем его участникам.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов рассказал о том, какую роль, на самом деле, СП-2 играет для Германии, и почему стране, да и всей Европе, необходим данный трубопровод.
«Германия могла бы не строить «Северный поток-2», но при соблюдении двух условий. Первое условие – это подписание в 2002 году документов о концессии и управлении газотранспортной системой Украины между Москвой, Киевом и Берлином. Однако из-за действий украинской оппозиции оно тогда подписано не было. ГТС Украины за прошедшие 16 лет сильно постарела, и она катастрофически недофинансирована, в нее не вкладывается достаточно денег для поддержания ее жизнедеятельности. В частности, именно поэтому еще с середины нулевых годов строятся обходные пути подачи газа в Европу.
Второй момент, который помог бы Германии избежать необходимости строить СП-2, это расширение уже существующего газопровода «Ямал-Европа», который идет по территории России, Белоруссии и Польши в Германию. Соответствующие предложения делались Польше в 2012 году, но поляки тогда по каким-то причинам отказались от этого. Россия торговаться с ними не стала и просто предложила немцам расширить «Северный поток», на что они и согласились.
Поэтому сейчас мы находимся в ситуации, когда необходимо строить СП-2. Речь идет именно о необходимости, потому что без реализации данного проекта в какой-то момент Германия и другие европейские покупатели физически не смогут покупать природный газ просто потому, что начнет выходить из строя существующая ГТС на территории Украины. Это неминуемо, и с этим уже ничего нельзя сделать», - говорит эксперт.
При этом, по мнению Фролова, Германия от данного проекта также получит определенную и весьма немалую выгоду лично для себя.
«Учитывая, насколько крепко Германия ухватилась за проект «Северный поток-2», очевидно, что она крайне в нем заинтересована. Германия получает ежегодно около 55 млрд кубов газа из России – это чуть менее четверти всех поставок российского газа за рубеж, это колоссальная цифра. Значительная часть этого топлива идет на нужды промышленности, поэтому чем дешевле обходится газ, тем меньше себестоимость производимых продуктов для европейцев. А для Германии российский газ является самым дешевым из всех возможных на сегодняшний день, и это благоприятно сказывается на немецкой экономике.
Еще один важный момент заключается в том, что Германия, по сути, становится крупнейшим газораспределительным узлом Европы. Она уже является крупнейшей транзитной страной, она является крупнейшей экономикой в ЕС. И теперь станет крупнейшим распределителем энергии и обгонит двух нынешних лидеров – Британию и Нидерланды», - считает специалист в области энергетики.