Найти тему
Mixed Arts

Дэйв Пен из BirdPen перед концертами в России рассказал о поездах и пути наверх

BirdPen
BirdPen

Дэйв Пен из Archive может похвастаться и другие проектом — BirdPen, в которой он играет с Майком Бердом. Перед концертами в Москве и Санкт-Петербурге Дэйв пообщался с «Сапсаном»

Текст: Александр Голиков

В середине октября у группы выйдет новая пластинка «There's Something Wrong With Everything». Свежий сингл «Oh So Happy» объединяет психоделические гитары, краут-рокерские барабаны и раскатистый бас с тяжелым электронным грувом. Если вы хотите The Beta Band, The Brian Jonestown Massacre и The Crystal Method в одном флаконе, вам к BirdPen.

Вы играете медитативную музыку, в этом жанре сложно привлечь к себе внимание. Как вы считаете, в чем ваша сильная сторона?

Я думаю, дело в том, что музыка BirdPen — это что-то честное и искреннее. Мы пытаемся не ограничиваться какими-то конкретными жанровыми рамками, а создавать музыку, которая лучше всего нас отражает, и петь о том, что нам действительно интересно.

В вашей музыке немало отсылок к краут-року. Например, «Only The Names Change»? Кто сейчас является его самым ярким представителем?

Если говорить о современном краут-роке, мне очень нравится группа Beak (это новый коллектив Джеффа Бэрроу из Portishead, недавно выпустивший альбом, — прим. ред.). Я бы не сказал, что именно краут-рок влияет на нас больше всего. Безусловно, какое-то влияние есть — нам просто нравятся минималистичные и драйвовые партии, которые характерны как для попа, так и для рока, в том числе и для краута.

Archive пользуется в России стабильным успехом. Как вы думаете, какие стороны славянской натуры задевает музыка такого рода?

Люди реагируют на эмоции и искренность в музыке, и, судя по всему, Archive не является исключением.

В чем принципиально разнятся задачи Archive и BirdPen?

Archive — это коллектив с несколькими авторами, а BirdPen — это только я и Майк. Наша музыка проще, она не столь грандиозна и кинематографична, как у Archive. В то же время, для меня это более личный проект, потому что тексты в нем пишу только я.

Названия ваших песен напоминают названия эпизодов телесериала. Какой из ваших релизов наиболее подходит для экранизации и какой там мог бы быть сюжет?

Сложно ответить на этот вопрос. Хотелось бы, чтобы наша музыка была задействована в чем-то, что имеет отношение к темам, которые мы сами затрагиваем. Например, мрачное телешоу о безумном культе или о мире, полном «беспощадными жнецами», которые занимаются бытовыми вещами.

Как вы находите золотую середину в сочетании драйва и меланхолии? Ведь меланхолия в музыке — такая эмоция, которая по энергетике может забивать другие.

В нашем творчестве мы часто затрагиваем более мрачные и неуютные темы, но при этом стараемся сделать так, чтобы музыка привносила какой-то свет в общую картину. Это отличный способ выразить свой негатив и избавиться от многих неприятных мыслей.

В работе над вокальными партиями у вас есть некоторые ожидания или примеры для подражания?

Пожалуй, нет. Я обычно пою то, что кажется наиболее подходящим для той или иной песни. Все часто меняется, и порой конечный результат совершенно не похож на изначальную идею. Но это часть творческого процесса, который сам по себе захватывающий.

Как вы пишете тексты? Они рождаются в импровизационной манере или вы накладываете музыку уже на готовые текстовые блоки?

Обычно все начинается с пары строчек, а уже после этого мы начинаем писать музыку. После того, как мы понимаем, о чем именно та или иная песня, мы уже знаем, как музыка будет подчеркивать ее настроение — это один из самых интересных аспектов творчества.

На Западе многие ходят на концерты с берушами. У вас довольно громкая и интенсивная музыка, так что, вероятно, и на ваши тоже. Вашу музыку стоит слушать на полной громкости или снижение громкости не влияет на общий результат?

Я занимаюсь этим уже давно и вообще считаю, что беруши — это хорошая идея. Довольно часто звук на концертах бывает не самым качественным, и это плохо сказывается на слухе, а мне совершенно не хочется потерять слух во время концерта какой-то хреновой группы с хреновым звукорежиссером, который не понимает, что делает.

Часто звукорежиссеры думают, что чем громче, тем лучше. Хороший звукорежиссер должен уметь создавать хороший звук без риска угробить уши зрителей. Я был на концертах больших групп, которые в берушах звучали только лучше.

В ваших новых треках вроде «Oh So Happy» можно ощутить и дыхание гаражного рока. Как вы вообще оцениваете всеобщее увлечение подобной примитивистской музыкой. Это удобный шаблон для трансляции минорных эмоций или нечто большее?

Мне иногда нравятся простые вещи, тем более простые песни «куплет-припев-куплет-припев» и т.д. Иногда они могут быть очень крутыми. Мне, конечно, не хотелось бы писать только такие композиции, но иногда подобные простые темы хорошо дополняют все остальное.

Какого рода искусством вы интересуетесь. Можете очертить круг ваших любимых музыкантов и художников?

Мне очень нравятся работы Дэвида Ноонана. Недавно я побывал на выставке Урса Фишера, на которой, помимо всего прочего, были танцующие офисные кресла, которые преследуют тебя по всей комнате, — это было довольно жутко, но круто. Мне нравится фотограф Том Уэстбери, которого я обнаружил в родном Саутгемптоне. Там же я недавно побывал на классной выставке Герхарда Рихтера.

Что касается музыки, в последнее время мне понравились Zeal and Ardor, Дэниел Эйвери, Николас Жаар, Анна Фон Хаусвульф, Sleaford Mods, Black Foxxes, Shame и Питер Бродерик.

Используете ли вы на концертах видеоарт? Для музыки такого рода это может быть сильным оружием. Есть ли в этом запрещенные приемы. Что вы никогда не покажете на экранах во время своих концертов?

В данный момент нет, но мы хотели бы вернуться к этому в будущем.

Что вам нужно с собой сделать, чтобы войти в правильное состояние для сочинения музыки. Может, стимуляторы?

Достаточно включить телевизор.

Ваша музыка будет звучать в поезде. Вагон — это прекрасное место для саморефлексии и размышлений. Можете припомнить идеи, которые приходили в голову во время путешествия, когда ваше тело находится в вынужденном статичном положении?

Ко мне часто приходят идеи в поездках. Это отличный момент, чтобы порефлексировать, пока ты проносишься мимо бескрайних полей и деревушек. Ты одновременно один и среди других людей, у которых совершенно другие жизни, которые движутся в совершенно другом направлении.

У вас есть тайные мистические места на планете, в которые вы иррационально любите возвращаться?

Я люблю побегать на природе. Иногда захожу в местный паб.

Сейчас наблюдается информационное перенасыщение. Как найти свой верный путь в этом безумном мире?

Бери максимум от того, что вдохновляет тебя, будь то негатив или позитив, и используй это, чтобы создать нечто свое. Не становись рабом вещей, которые тебя окружают, пользуйся моментом побыть в тишине, не глядя на экран смартфона.

Что русскому человеку нужно знать о Саутгемптоне, кроме того, что там имеется довольно известная футбольная команда?

Сейчас это отличное место с галереей современного искусства John Hansard Gallery. Недавно в центре города открылся отличный новый театр. Есть огромный торговый центр с большим фудкортом. Это один из основных портов, поэтому там всегда много туристов, да и сам город постоянно живет. Меня порой беспокоит то, что в последнее время небольшим предприятием не дают свободы, а франшиз больших корпораций становится все больше и больше. В городе довольно развита музыкальная сцена — тут есть культовые клубы, такие как The Joiners Arms, в которых играли группы вроде Radiohead и Oasis.

Коллективы вроде The Brian Jonestown Massacre гнут свою линию годами, и на их концертах под медитативную музыку люди устраивают слэм. Вы за физическую активность на ваших концертах и какой из треков подходит для нее наиболее органично?

Честно, я никогда не видел, чтобы кто-то слэмился на наших концертах. Люди как правило качают головами, просто стоят и слушают.

Что должно находиться в идеальной студии, приспособленной для вашей работы?

Наши идеальные студии — Manglebird HQ и The Village.

Есть ли у вас мечта? К чему вы хотите рано или поздно добраться вместе с проектом?

Мы хотим, чтобы наша музыка прозвучала в максимальном количестве разных мест, чтобы нас услышало максимальное количество людей. Мы продолжим делать то, что делаем, взбираться на эту гору — иногда лучше не достигать вершины, чтобы ты лишь продолжал идти вверх.

BirdPen

Концерты музыкантов в России пройдут 19 октября в клубе Zoccolo (Санкт-Петербург) и 20 октября в клубе «Лес» (Москва).