Найти в Дзене
Немного о кино

Låt den rätte komma in

О фильме Låt den rätte komma in Всего лишь неудачная адаптация
После прочтения книги, которая легла в основу этого фильма, я с чистой совестью приступил к просмотру… Права на экранизацию были выкуплены шведской кинокомпании EFTI буквально сразу после публикации романа Линдквиста. Продюсеры, как и режиссёр имели своё видение будущего фильма, а потому Йон настоял на участии в съёмках, в качестве соавтора сценария. Но руководил процессом всё же режиссёр, Томас Альфредсон (это он в прошлом году снял The Snowman с Фассбендером). Швеция не самая дешёвая в плане кинопроизводства страна, поэтому четырёх миллионов долларов в эквиваленте явно не хватило бы на насыщенный спецэффектами триллер. Видимо, поэтому авторы обрубили большую часть сюжетных линий, не связанную с отношениями Оскара и Эли и подсократили персонажей. Что же получилось в итоге их четырёхлетних стараний? Ну, во-первых, по скандинавской традиции, актёры, кроме ключевых, как будто среди дворо

О фильме Låt den rätte komma in

Всего лишь неудачная адаптация

После прочтения книги, которая легла в основу этого фильма, я с чистой совестью приступил к просмотру…

Права на экранизацию были выкуплены шведской кинокомпании EFTI буквально сразу после публикации романа Линдквиста. Продюсеры, как и режиссёр имели своё видение будущего фильма, а потому Йон настоял на участии в съёмках, в качестве соавтора сценария. Но руководил процессом всё же режиссёр, Томас Альфредсон (это он в прошлом году снял The Snowman с Фассбендером). Швеция не самая дешёвая в плане кинопроизводства страна, поэтому четырёх миллионов долларов в эквиваленте явно не хватило бы на насыщенный спецэффектами триллер. Видимо, поэтому авторы обрубили большую часть сюжетных линий, не связанную с отношениями Оскара и Эли и подсократили персонажей. Что же получилось в итоге их четырёхлетних стараний?

Ну, во-первых, по скандинавской традиции, актёры, кроме ключевых, как будто среди дворовых алкашей набраны. Впрочем, и роли у них соответствующие, так что когнитивного диссонанса не возникает. Но всё же когда в почти двухчасовом фильме цепляет лишь один персонаж - это не к добру. Особенно огорчает роль Хокана в фильме - сложный, больной и несчастный тип показан всего лишь слугой, кормящим свою госпожу.

Во-вторых, с устранением большей части сюжетных нитей, делающих книгу настолько же мрачной, насколько реалистичной, в сухом остатке получилась наивная детская сказка. Разве что, благодаря ещё более выпуклым, чем в романе, психопатическим чертам Оскара, сложно понять, кто красавица, а кто - чудовище. Ведь у Эли нет выбора в способе продления существования, а вот мальчишка по соседству с головой явно не дружен. Отсутствие полицейской темы, обусловленное вырезанной линией Томми, также играет на руку сюрреалистичности, вырывая историю из подобия действительности.

В-третьих, из-за совсем уж слабой, а местами вовсе отвратительной, игры практически всех детей-школяров и выхолощенному сюжету, позиция Оскара кажется не такой уж оправданной, и вмешательство Эли скорее основано на поисках зарождающегося, пока ещё слабого психопата, которого ребёнок-вампир в состоянии подчинить для будущего долголетнего использования, чем на обретении товарища, детском романтизме и чувстве общности из-за непохожести на других. Ещё более логичной такую трактовку делает на самом деле неплохая игра Лины Леандерссон (Эли), особенно в сравнении с Каре Хедебрантом (Оскар). С мальчишкой вообще провал - вместо обладающего пытливым умом застенчивого подростка, который не умеет дать сдачи благодаря комплексам, привитым строгой мамочкой-наседкой, но при этом неглуп, имеет пылкое воображение и задатки психопата, перед нами какой-то сонный рохля, над которым в школе грех не поиздеваться.

Конечно, уход от тем бытового алкоголизма, реальной детской жестокости, подростковой наркомании, влекущей за собой детскую преступность, и одной из ключевых тем книги - педофилии, обусловлен стремлением смягчить фильм, ведь в Швеции понимают, что серьёзную книгу ребенок врядли будет читать (скучно, да и немодно), а вот кино посмотреть вполне себе может. Как бы скандинавы не были отморожены, но подростков от грязи они стараются уберечь. Вот только это разрушает историю, рассказанную в книге и рассеивает тот почти кинговский ужас, принёсший славу Линдквисту. Зато нельзя отрицать аутентичность ландшафтов, холодных и мрачных городских окраин в холодных скандинавских пейзажах. Окружение ощутимо давит на зрителя и ему есть с чем сравнить, - поездка Оскара к отцу, с катанием на лыжах и игрой в крестики-нолики, достаточно контрастна в сравнении с обычными вечерами.

Цитат в фильме хватает, но они какие-то… поверхностные, чтоли. Не на тех моментах делается упор. Единственной яркой сценой, перенесённой на плёнку, является кровотечение Эли, когда вампир переступает порог дома Оскара без разрешения. Остальное либо вскользь (как с увлечением мальчишки вырезками из газет со статьями про маньяков), либо вкривь (как скомканная линия Виржинии, выжившей после нападения Эли).

Так что же, провал? Несмотря на кучу наград и последовавший спустя пару лет голливудский римейк? На мой взгляд, - да, провал. Несмотря на действительно удачный подбор девочки на роль Эли, атмосфера книги загублена. Совсем уж плохим фильм назвать нельзя, но как экранизация он слишком много растерял в процессе адаптации, стал слишком поверхностным, вовсе не страшным и главное - исказилась сама основа взаимоотношений мальчишки и вампира, застывшего в тринадцатилетнем возрасте навеки.

4/10. Подростковая мистическая мелодрама в серых скандинавских тонах.