Эпический фильм о римском генерале-гладиаторе Максимусе стал главным кинособытием 2000 года. 5 Оскаров, включая за «Лучший фильм», и мировые сборы в $457 миллионов сделали «Гладиатора» одним из самых успешных проектов в карьере режиссера Ридли Скотта. Насыщенная экшном картина о жестоких зрелищах Древнего Рима подстегнула интерес к целому жанру «пеплум» (или «меча и сандалий»), который к началу XXI века казался уже безвозвратно потерянным для кино.
После такого успеха продюсеры почувствовали острую необходимость снять продолжение античной трагедии. Однако проблема была в сюжете.
Генерал без истории
Сценарий был ахиллесовой пятой еще оригинального «Гладиатора». Автор текста для «Амистада» (1997) Дэвид Францони написал первый вариант, вдохновившись американским романом «Идущие на смерть» и самой историей – о смерти римского императора Коммода от рук гладиатора писал еще древнегреческий историк Геродиан. Продюсерам удалось заполучить в постановщики Ридли Скотта, которого увлекла идея воссоздания на большом экране древней империи. Однако режиссеру «Чужого» (1979) и «Бегущего по лезвию» (1982) не понравился излишне прямолинейный, по его мнению, сценарий. Последовала череда переделок, которые привели к тому, что съемки начались без готового текста.
Рассел Кроу: «Мы начали снимать, имея на руках примерно 32 страницы, за первые пару недель мы полностью их отработали».
Дальше работа шла хаотически, сценарий дописывался на площадке. Непосредственное участие в этом принимали несколько сценаристов, продюсеры, а также Ридли Скотт и Рассел Кроу. Например, лирические воспоминания генерала Максимуса о жизни со своей семьей и фраза о том, что «земля в моем имении черна как волосы моей жены», были написаны самим актером – Кроу скучал по своему австралийскому ранчо.
Так, по крупицам, рождались удачные сюжетные ходы, глубокомысленные диалоги и запоминающиеся фразы, которые в итоге соединились с работой художников и постановкой Ридли Скотта, явив того самого «Гладиатора», который покорил зрителей по всему миру.
Так, по крупицам, рождались удачные сюжетные ходы, глубокомысленные диалоги и запоминающиеся фразы. Славящийся тщательным подходом к работе над картинкой Ридли Скотт и его художники дополнили сложившуюся историю античными декорациями, явив миру того самого «Гладиатора», которого мы пересматриваем уже 18 лет.
Люциус в поисках отца
В финале ленты генерал Максимус, отомстив обидчику и вернув себе честь, мирно отправляется на тот свет в объятия любимой жены. Однако такая мелочь, конечно, не могла остановить продюсеров и сценаристов, почуявших аромат доходной франшизы. Удивительно, но и Ридли Скотт с Расселом Кроу тоже были не прочь вернуться в Древний Рим. О работе над продолжением было объявлено в 2001 году, через несколько месяцев после триумфальной оскаровской церемонии.
Сюжетные проблемы дали о себе знать с самого начала. Создатели не могли даже определиться, будут они снимать приквел или сиквел картины. В Голливуде шел слух, что в случае съемок приквела, история будет разворачиваться вокруг императора Марка Антония и гладиатора Антония Проксимо. В фильме 2000 года их сыграли легенды британского кино Ричард Харрис и Оливер Рид, соответственно. После того как автор идеи и первый сценарист «Гладиатора» Дэвид Францони решил ограничиться только продюсированием нового фильма, за печатную машинку уселся Джон Логан. Ранее он также работал над текстом оригинала – переписывал сценарий Францони.
В декабре 2002 года продюсер Уолтер Ф. Паркс рассказывал о том, как уверенно продвигается работа над проектом. Теперь условный «Гладиатор 2» сочетал в себе и приквел и сиквел, возможно, на манер «Крестного отца 2» (1974). Судя по словам Паркса, значительная часть действия должна была происходить через 15 лет после смерти Максимуса. В центре повествования оказывался взрослый Люциус. В оригинале это был юный сын Люциллы (ее играла Конни Нильсен) и племянник почившего императора Марка Аврелия. В фильме мальчик заводил дружбу с героем Рассела Кроу. По задумке сценаристов, спустя годы после исторической битвы на арене Колизея в Риме настало трудное время – власть захватили преторианцы, и страна превращается в казарму. Наследнику императора предстояло не только бороться за власть, но и выяснять, кто же был его настоящим отцом. Как позже рассказал Ридли Скотт, папой Люциуса, естественно, оказывался сам Максимус.
Но что же с персонажем Кроу? Паркс отвечал довольно туманно: «Максимус умер в первом «Гладиаторе», но у римлян была сильна вера в загробную жизнь. Рассел (Кроу) сейчас изучает варианты того, как можно вернуть его персонажа». Продюсер уверял, что сиквел будет гораздо сложнее, чем история о том, как «хорошие парни бьются с плохими на арене».
В 2003-м о проекте рассказывал уже сам Ридли Скотт. По его словам, к тому времени Джон Логан закончил сценарий. Теперь речь шла о том, что никакого Рассела Кроу в картине не будет – фильм сосредоточится исключительно на истории Люциуса. Режиссер явно вновь хотел окунуться в хитросплетения древнеримской политики. «Мы расскажем о новом поколении. Римская история гораздо необычнее, чем можно себе вообразить», – расписывал Скотт в интервью. Режиссер уверял, что сюжет в новом фильме ушел далеко от идей первой части: в нем затрагивается политическая борьба и история преторианцев, так что для гладиаторов практически не осталось места. В связи с этим, название придется изменить, резюмировал Скотт. Съемки должны были стартовать в начале 2005 года, но этого так и не случилось.
Бог войны
В следующий раз о продолжении «Гладиатора» заговорили только в 2006 году. Ридли Скотт сообщил, что за это время видение проекта кардинально изменилось. Теперь он был уверен, что сюжет сиквела ушел слишком далеко от оригинала. История политических интриг и коррупции стала чересчур сложной и совсем не соответствовала чистому драйву «Гладиатора» – а именно он сделал фильм таким успешным. Скотт рассказал, что вместе с Расселом Кроу обратился к Нику Кейву с тем, чтобы тот написал сценарий, который позволит вернуть убитого Максимуса, а заодно и атмосферу первого фильма. Известный австралийский рок-музыкант и поэт давно был связан с кинематографом – его мрачные песни и музыка часто звучали в фильмах, кроме того он уже имел опыт сценарной работы.
Задумка рокера была безумно-гениальной. После смерти Максимуса воскрешают сами древнеримские боги, а целью бывшего генерала становится защита угнетаемых христиан. Попутно он обретает своего сына (вы уже знаете, кого именно). Но это еще не всё! Максимус становится бессмертным и идет по эпохам подобно богу войну, оказываясь в самых горячих точках мира. Вторая мировая война, Вьетнам, коридоры Пентагона, где он вновь становится генералом – везде великому воину находится применение. По непонятным причинам новаторские идеи Ника Кейва вызвали резкое отторжение у ретроградов из студии Dreamworks.
Ридли Скотт: «Мы старались запустить (сценарий Кейва). Рассел не хотел от него отказываться, потому что он прекрасно работал. Когда я говорю «прекрасно работал», я не имею в виду, что он был обречен на успех. Просто в смысле текста он был очень хорош. Подача сюжета была превосходной».
После стольких бесплодных попыток кажется, что от идеи продолжения «Гладиатора» все уже отказались. Но в марте 2017 года неугомонный Ридли Скотт вновь заявил о готовности вытащить Максимуса из могилы. «Я знаю, как вернуть его назад», – уверял режиссер. Не раскрывая деталей, Скотт объяснил, что для осуществления задуманного ему нужен Рассел Кроу, даже невзирая на то, что за прошедшие годы актер слегка изменился внешне.
Скотт пытается вернуть звезду «Гладиатора» в дело, но неизвестно, увидим ли мы всё-таки достойное продолжение фильма или Максимус так и останется призраком, не дающим голливудским деятелям спать по ночам.