Много раз натыкался у критиков самого разного полёта на мысль о том, что Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля, выданная в этом году «Магазинным Воришкам» Корээды это провал. Мол, канны уже не те и выдают награды вялым поверхностным фильмам, лишь бы чтоб НИКАКВСЕ.
И мне очень обидно, ведь, с точностью до наоборот — этой наградой Канны в очередной раз подтвердили свой статус старого, мудрого фестиваля, который поощряет важные социальные высказывания, но делает это гораздо тоньше, чем тот же Оскар, с его колхозным "там чёрный парень в главной роли, значит это важное кино, дадим ему приииз". Фестиваля который смотрит вглубь художественных произведений и не идёт на поводу у публики.
И вот почему.
В современном мире, где бесконечная череда технологических открытий перевернула с ног на голову огромное количество принципов, по которым сотни лет существовало человеческое общество, всё чаще хочется восславить себя, Нового Информационного Человека, и кинуться сбрасывать с парохода современности все старые ценности без разбора: семью, религию, консервативную мораль. И некоторым из них и правда пора на свалку. Но, колыхая сами основы цивилизации, нужно быть очень внимательными, руководствоваться более сложной аргументацией, нежели "нам, новым людям, ничего не нужно старого".
Единственный способ понять, какие традиции устарели, а какие еще поработают — долгая, болезненная коллективная рефлексия, которой никто не хочет заниматься и единственный способ держать дискуссию на тему экзистенциальных вопросов на плаву — постоянно напоминать людям о существовании этих вопросов, но напоминать не в лоб, не с трибуны — так можно вызвать разве что раздражение, но исподтишка, встраивая полузаметные маркеры в повседневность.
Это функция искусства. Так было испокон веков и когда Канны дают главный приз «Магазинным Воришкам», исследующим тему важности семьи через рассказ о том, как люди максимально неконформные, не вписавшиеся в общество и отброшенные на обочину жизни сбиваются в попытке спастись от забвения и гибели в эдакую квазисемью, именно через неё имитируя нормальную жизнь — эта награда принимает во внимание именно функцию кинематографа как катализатора цивилизационной дискуссии, пусть даже воплощена эта функция в ущерб развлекательной составляющей.
Именно поэтому, пока Оскар, насмерть задобавший зрителей отношением к ним как к детсадовцам, в жалких попытках вернуть исчезающий интерес вводит стыдные номинации в категории "жвачка", в Каннах всё хорошо. И будет хорошо.