Почти месяц прошёл с моей последней статьи, но сегодня я решил вернуться к вам, мои дорогие читатели и рассказать о рок-клубах в Советском Союзе.
Рок-клубы как явление возникли в Советском Союзе под самый занавес его существования, частично переняв черты западных аналогов, но в целом став чем-то совершенно новым. И Ленинград, будучи одной из колыбелей рок-музыки наряду со Свердловском и Москвой, обзавелся собственными организациями и площадками, которые воплощали в жизнь идеи и философию новой музыки.
Из истории рок-клуба
Первые попытки создания места для объединения рок-музыкантов относят аж к 1973 году. Тогда в районном молодежном клубе на проспекте Энергетиков совместными усилиями подпольных менеджеров – Сергея Дрызлова, Юрия Байдака и Татьяны Ивановой был создан «Городской экспериментальный клуб любителей современной молодежной музыки».
В этом клубе был проведен первый большой официально разрешенный в Ленинграде концерт. Тогда же инициаторы клуба начали вести первые переговоры с представителями профсоюзов, чтобы обеспечить клубу надежную «крышу». В январе 1981 года у директора Ленинградского Межсоюзного Дома Самодеятельного Творчества Анны Ивановой состоялось собрание, на котором она дала начало жизни клуба, сказав историческую фразу: «Ну ладно, если меня уволят с работы, у меня есть муж — он меня прокормит».
Официальный день рождения Ленинградского рок-клуба (ЛРК) – 7 марта 1981 года. В этот день состоялся первый концерт «Лен клуба любителей музыки» в зале Ленинградского Межсоюзного Дома Самодеятельного Творчества, участниками которого стали группы «Пикник», «Россияне», «Мифы» и «Зеркало». С того времени местом расположения Ленинградского рок-клуба стал дом 13 на ул. Рубинштейна. Появление ЛРК стало большим праздником не только для самих музыкантов, но и для их слушателей, ведь теперь концерты любимых исполнителей стали доступными и открытыми для свободных посещений.
Но и в условиях свободы музыки рок-клуб испытывал трудности: нехватка аппаратуры, редкие концерты. С 1982 года президентом клуба стал экс-участник группы «Пикник» Николай Михайлов. Во время перестройки Михайлов всячески пытался установить контакт с гос институтами и западными представителями шоу-бизнеса, чтобы развить ЛРК.
Из воспоминаний музыкального продюсера и журналиста Андрея Бурлака: «В первой половине 80-х, когда партийная номенклатура отчаянно боролась с любыми проявлениями инакомыслия, в том числе увлечением молодёжи рок-музыкой, способность сглаживать конфликты, находить компромиссы, вести разговоры в высоких кабинетах и вообще лавировать между молотом советской власти и наковальней рок-н-ролльной вольницы была бесценной – поэтому Михайлова ещё несколько раз подряд избирали президентом клуба, хотя в 1986 году он чуть было не лишился поста, когда молодые группы, недовольные процветавшими в клубе протекционизмом и вкусовщиной, попытались взять власть в свои руки».
Помимо деятельности в рок-клубе Михайлов был менеджером группы «Игры». В 1980-х главные звезды ЛРК – группы «Алиса» и «Кино», перебрались в Москву. Музыканты все чаще стали выбирать для своих выступлений большие площадки, поэтому будущая деятельность ЛРК встала под вопросом. Осенью 1988 года Николай Михайлов поменял политику клуба : объединение независимых музыкантов превратилось в молодежный музыкальный центр, за которым окончательно закрепилось название Ленинградский рок-клуб.
Ленинградский рок-клуб являлся не просто местом, куда приходили слушать музыку. Это была организация с официальным статусом, уставом, советом и президентом. Для многих музыкантов членство в клубе стало мечтой. Процедура вступления в ЛРК проходила так: музыканты подавали заявку на членство клуба. Далее совет ЛРК выезжал на прослушивание, а затем собирался совет, на котором выносили конечный ответ. Если он был положительным, репертуарному отделу предоставлялась программа, куда входило разрешение на публичное исполнение песен. Далее группу включали в концертный план, и она продолжала свое существование уже как член ЛРК.
Fish Fabrique
Из истории рок-клуба
Основатели клуба поняли, что в Петербурге того времени не хватало мест, в которых можно проводить время с друзьями и играть альтернативную музыку. Так, «Рыбная фабрика» открылась 2 сентября 1994 года концертом группы «Tequilajazzz». Первым обиталищем «Рыбной фабрики» был известный дом на Пушкинской 10, в котором уже давно обосновались представители разных творческих течений: художники, литераторы, музыканты.
Необычное название клуба до сих пор остается для всех загадкой. «Название клуба придумали его отцы-основатели, по-моему, вернувшись из Германии. Честно говоря, Fish Fabrique — уже настолько устойчивое словосочетание, что толком объяснить его я не смогу. Личных ассоциаций — миллион, типа: «Ловись рыбка, большая и маленькая!», «Старый fish лучше новых двух!» — и тому подобное», – Кирилл Рейн, бессменный арт-директор клуба.
В 1998 году Fish Fabrique переехал в новое помещение нынешнего Арт-Центра «Пушкинская 10». Дизайном занималась группа художников «Речники», росписью Павел Семченко и Максим Исаев из инженерного театра «АХЕ», автор фрески в туалете – Екатерина Ахелик.
За 23 года существования в клубе отыграли фактически все группы Петербурга, а также гости из разных стран мира.
«Фишка» сегодня
Сегодня «Рыбная фабрика» или просто «Фишка» состоит из двух пространств. Новое, открытое в феврале 2010 года располагается через двор от старого, и полностью занимает первый этаж Арт центра «Пушкинская 10». Соседи Fish Fabrique – Центр танцевальной, альтернативной и экспериментальной музыки «База», мобильный Арт-Проект «Парник», «Арт-Бюро», книжный клуб, Музей Новой Академии Изящных Искусств, Галерея «Navicula Artis», Русский инженерный театр группы «АХЕ», галерея «Арт-Лига», офис Храма Любви, Мира и Музыки им. Джона Леннона, Петербургский архив и библиотека независимого искусства (ПАИБНИ), Галерея-коридор «Самиздат А4», Студия «Дебошир Фильм», Галерея «ФотоImage», первый в России Музей Нонконформистского Искусства (МНИ) и многое другое. Такое соседство позволило годами сохранить в фишке неповторимую атмосферу андеграундного клуба.
В новом зале, с названием Fish Fabrique Nouvelle, работающем ежедневно, арт-программа на любой вкус – от выступлений театральных и музыкальных коллективов России и зарубежья, до кинематографических вечеров.
И в наши дни «Фишка» не изменила политики клуба – это место и для альтернативных музыкантов, и для компаний друзей, желающих провести вечер за кружкой пива.
«Мы пытаемся представлять такой широкий, похожий на радугу, спектр музыки – склонения к определенной направленности не существует. Джаз, авант-джаз, рок, поп-рок, фолк, фолк-рок, электроника, психоделика, бардовская песня, в конце концов. Мы предпочитаем делить музыку на «хорошую» и «плохую». Вот хорошая Музыка с большой буквы, у нас и имеет место быть.» - Кирилл Рейн.