Найти в Дзене

Допинг, который всегда с тобой

Для наших доисторических предков стресс был понятием вполне осязаемым. Закончилась еда, и купить её негде. За входом в пещеру караулит саблезубый тигр. Бизон сломал охотнику руку. Волки преследуют охотника с добычей. Внешняя среда постоянно подкидывала ситуации, в которых на кону стояло выживание. Распознал опасность вовремя - выжил. Не распознал - твой генетический материал утрачен. Поэтому наша лимбическая система, отвечающая за первичную реакцию на происходящее, находится в постоянном поиске опасностей. Это нормальный элемент выживания. "Следи за собой, будь осторожен", вот это вот всё. С развитием общества опасности видоизменились. Теперь нам физически редко что угрожает, но даже неосторожная фраза начальника может заставить наше сердце биться чаще. Наш мозг постоянно и неосознанно находится в поиске угроз. Очень лаконично это сформулировала Келли Макгонигалл: "Стресс - это наша реакция на ситуацию, когда на кон поставлено то, что нам дорого". Наши доисторические предки подняли бы

Для наших доисторических предков стресс был понятием вполне осязаемым. Закончилась еда, и купить её негде. За входом в пещеру караулит саблезубый тигр. Бизон сломал охотнику руку. Волки преследуют охотника с добычей. Внешняя среда постоянно подкидывала ситуации, в которых на кону стояло выживание. Распознал опасность вовремя - выжил. Не распознал - твой генетический материал утрачен.

Поэтому наша лимбическая система, отвечающая за первичную реакцию на происходящее, находится в постоянном поиске опасностей. Это нормальный элемент выживания. "Следи за собой, будь осторожен", вот это вот всё. С развитием общества опасности видоизменились. Теперь нам физически редко что угрожает, но даже неосторожная фраза начальника может заставить наше сердце биться чаще. Наш мозг постоянно и неосознанно находится в поиске угроз. Очень лаконично это сформулировала Келли Макгонигалл: "Стресс - это наша реакция на ситуацию, когда на кон поставлено то, что нам дорого". Наши доисторические предки подняли бы на смех причины нашего стресса, но для нашего мозга разницы нет. Для пещерного человека встреча с медведем или для нас - выступление перед аудиторией - явления одного порядка с точки зрения реакции организма.

Чтобы успешней справляться с опасностью, необходимо правильно выбрать линию поведения и сделать выводы на будущее. И тут в бой вступают медиаторы. Про линии поведения при стрессе будет отдельный материал. Сегодня про выводы на будущее.

В статье "Я на вас очень кортизол" было упомянуто соединение дегидроэпиадростерон (DHEA). Оно вырабатывается при стрессе вместе с кортизолом и отвечает за восстановление после стресса. По тому, каково при стрессе соотношение кортизола и DHEA можно судить о том, как быстро оклемается после стресса организм. Причём на уровень DHEA мы можем влиять сознательно. И очень важно, что дегидроэпиадростерон через ГАМК (это ещё один нейромедиатор)- и дофаминэргические механизмы обеспечивает активацию механизмов запоминания и обучения.

Другими словами, стресс может стимулировать нас к лучшей обучаемости. Именно поэтому многие люди предпочитают учиться "в боевых условиях". Более того. Если человек искренне считает, что стресс помогает ему осваивать новое, то DHEA будет работать ещё эффективнее. Что не убивает, делает нас сильнее, и всё такое. Природа заложила в нас этот механизм, чтобы мы учились реагировать на стресс эффективнее. Забудьте про совет: "Не волнуйся!". Волнуйтесь! Это бесплатный психостимулятор. Вспоминайте всякий раз в сложной ситуации о том, что в данный момент ваш организм мобилизован для обучения, и это постепенно превратится в осязаемую реальность. Для этого достаточно небольшого волевого усилия, но это круто изменит вашу эффективность и душевный комфорт.

Кортизол стимулирует выделение целого сонма гормонов, которые снабжают мозг энергией для работы. В кровь из депо выходит глюкоза, чтобы обеспечить энергетические потребности при стрессе. Увеличиваются артериальное давление и частота сердечных сокращений, чтобы эта глюкоза активнее поступала в мозг и мышцы. Выделяется дофамин, чтобы мы могли лучше сфокусироваться. Всё это сделано для одного - дать нам максимальный заряд для действия и обучения. Как им распорядиться - наш осознанный выбор.

Если вы вспомните себя в момент сильного стресса и в момент, когда вы восхищены чем-то, то большой разницы не заметите. Сердце альпиниста, преодолевающего последние метры перед вершиной, колотится так же часто, как и у человека, впервые выступающего на публике. Оба не могут выразить словами, что у них сейчас происходит в душе. У обоих вокруг - враждебная среда. Оба они в этот момент получают важный жизненный опыт. Они оба стянуты в тугую пружину, которая вот-вот распрямится. Но один из них вот-вот получит кайф от достижения вершины, а второй - вот-вот будет полностью опустошён.

Разница лишь в том, как каждый из них воспринимает то, что с ним происходит. И эта разница в восприятии рождает колоссальную разницу в биохимии. О том, в чём состоит эта разница и как включить правильную реакцию на стресс - в следующем посте. Подпишитесь, и точно не пропустите!