1. В зарубежном прокате фильм шел под названием "Ivan the Terrible: Back to the Future" - "Иван Грозный: Назад в будущее".
2. Машину, которую по фильму изобрел Шурик, было поручено собрать конструкторскому бюро. Но в результате у них получилось нечто похожее на ЭВМ, громоздкое, нефотогеничное и скучное. Тогда Гайдай обратился к своему знакомому художнику Владиславу Почечуеву. Тот построил свой вариант, напоминающий продвинутый самогонный аппарат. После выпуска фильма, конструктору был выписан гонорар за изобретение "Машины времени".
3. Изначально двойную роль Ивана Грозного и Бунши писали под Юрия Никулина. Но тот сразу отказался, посчитав, что фильм, снятый по запрещенному произведению Булгакова, ляжет на полку. Хотя в фильме все-таки звучит имя Никулина, когда режиссер Якин гадает, кто же играет роль царя.
4. Юрий Яковлев настолько сильно хотел сниматься, что был готов отрезать себе челку, которая на пробах постоянно вылезала из-под царской шапки и страшно раздражала режиссера.
5. Гайдай предлагал своей жене роль Марфы Васильевны, но Нина Гребешкова наотрез отказалась ее играть. Однако небольшой вклад в фильм она все же принесла. Однажды супруга пыталась завести серьезный разговор с Гайдаем, но тот поворачивался и уходил. Именно тогда она сказала легендарную фразу: "Так и тянет устроить скандал". В комедии мы слышим это из уст жены Шурика.
6. Заграничные сигареты и ручку с голой женщиной, которую Милославский сначала украл у Шпака, а потом передал шведскому послу, Гайдай принес из дома. Эпизод, показывающий что же было изображено на ручке, цензура тоже вырезала. Наталью Селезневу (Зиночку) одевал сам Вячеслав Зайцев, а парик ей достался от Любови Орловой.
7. У Натальи Крачковской в фильме и вовсе было пять париков. В сцене, когда после фразы: "И меня вылечат" Крачковская снимает рыжий парик и оказывается с короткой стрижкой, доставил ей массу неудобств. На ее пышные длинные волосы натянули шапочку, похожую на плавательную, с коротким ежиком. Убор настолько сильно сдавливал голову, что лицо актрисы начинало быстро оттекать.
8. Эпизод, когда жена Бунши, увидев на соседнем балконе царя, заходит в квартиру Шурика, чуть не завершился трагедией. По сценарию, Крачковской нужно было перелезть с одного балкона на другой, чтобы догнать своего "мужа". Но актриса, которая страдала жуткой боязнью высоты, отказалась исполнять трюк с перелезанием. Тогда Гайдай обманул актрису, сказав, что внизу стоит страховка, на случай ЧП. Режиссер рассчитывал на то, что артистка испугается смотреть вниз и не заметит подвоха. Но вышло иначе. Крачковская, перелезая через перила, все-таки глянула вниз и, не обнаружив никакой страховки, от страха чуть не рухнула вниз. К счастью, находившиеся рядом люди успели подхватить ее уже соскальзывающее с балкона тело и втащить обратно. Поэтому эпизод с перелезанием в картину так и не вошел.
9. Нине Масловой (Марфа Васильевна) из-за синяка под глазом приходилось все время опускать глаза в сцене на пиру. В конечном счете это пошло только на пользу - этот прием добавлял царице кокетства.
10. В фильме в ответ "За чей счет этот банкет" мы слышим: "Во всяком случае, не мы". Но по сценарию Милославский говорил совсем другое: "Народ, батюшка, народ". Цензура не пропустила фразу, пришлось ее смягчить. Кстати, еда на царском столе была настоящая, весь банкет режиссер оплачивал сам.
11. Сцену звонка Жоржа "женским голосом" к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская, а песню "Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь..." поёт Валерий Золотухин.Песню "Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная…" исполнил Владимир Высоцкий, записав её специально для фильма. Впоследствии она называлась «Вариация на цыганские темы».
12.Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием "Чёрные перчатки". Там раскрывается, был ли пойман Милославкий милицией. Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра.
Понравилась статья?
Ставьте палец вверх:) Подписывайтесь на канал, и получайте новости о кино первыми.