Геннадий Фадеев в течение долгого времени входил в руководство железнодорожной отраслью. В большом интервью РИА Новости он рассказал о своей работе и о том, какие вопросы не удалось решить.
Федееву 81 год. Он прошел путь от простого железнодорожника до министра. На руководящих должностях разного уровня – с 1960-х годов. В 1980-е возглавлял красноярскую и октябрьскую железную дорогу, был замминистра путей сообщения, в 1992-1996 и 2002-2005– министр путей сообщения и глава РЖД.
«Если скажите мне, разверни все поезда, через час они пойдут в обратном направлении»
Фадеев вспоминает, как в начале 1990-х железная дорога оставалась чуть ли ни единственным в стране предприятием, нормально функционирующим.
«Ельцин собрал экстренное совещание в Малом зале Белого дома с одним вопросом: "Что делать?" После выступления ряда руководителей отраслей я попросил слово: "Борис Николаевич, у нас потеряно управление экономикой в стране. Вы спросите любого сидящего в зале, сколько завезено зерна в регионы? Сколько топлива на электростанциях? Вам не ответят на эти вопросы. А вы, Борис Николаевич, имеете сегодня управляемую отрасль в лице министерства путей сообщения. Если скажите мне сейчас, Фадеев, разверни все поезда в обратном направлении, я через час вам сообщу, что они пошли в обратном направлении», – вспоминает Фадеев.
«Впоследствии, когда он как-то спросил меня при встрече: "Геннадий Матвеевич, куда идут у вас поезда", я ему ответил: "В нужном направлении, Борис Николаевич"», – добавил он.
Визит в КНДР
В 2002 году Россию посетил тогдашний лидер Северной Кореи Ким Чен Ир. Путешествовать во Владивосток он традиционно предпочел на поезде. Лидер Северной Кореи боялся летать на самолетах.
Фадеев вспоминает, что условиями передвижения по стране были ограничение скорости движения поезда, особый порядок осмотра поезда на остановках, охрана и сопровождение. Когда лидер Северной Кореи уезжал, он обнял Фадеева и пригласил в гости.
Через две недели министр путей сообщения с делегацией был в Пхеньяне. Его у трапа встретил министр обороны КНДР.
«Мы сели в машину "Мерседес" класса люкс, и он мне говорит: "Это машина Ким Чен Ира. Он не смог приехать, но в дни, которые вы здесь будете, он с вами встретится". Когда мы ехали кортежем по улицам Пхеньяна, навстречу проходили трамваи с красиво одетыми людьми. В центре города мы въезжаем по пандусу в здание одной машиной. Я спрашиваю: "Куда мы приехали?". "Во Дворец культуры", — ответил он», – рассказал Фадеев.
«Зайдя в зал с накрытыми столами и персоналом по обслуживанию гостей, после первого тоста, произнесенного министром обороны КНДР за наш приезд, за дружбу, открывается огромный занавес и за ним в полной готовности стоит военный хор и с ним оркестр, по-моему, не менее 100 человек. Это их государственный хор, который исполнял песни на чистом русском и корейском языках», – добавил экс-министр.
По словам Фадеева, встречи с Ким Чен Иром так и не случилось.
Вагон президента
В 2003 году президента России Владимир Путин и Фадеев встречались в вагоне. По словам железнодорожника, это обычный вагон для переговоров президента страны.
«Он в составе президентского поезда прицеплен к спецвагону лично для президента. Он спроектирован по заказу ФСО с учетом полной, абсолютной безопасности его лично и с учетом его работы как президента. Я в 1996 году ехал с президентом страны Борисом Ельциным в его спецвагоне, когда он направлялся на юг страны. Но у Владимира Путина более современный», – рассказал Фадеев.
О скоростных поездах
В бытность Геннадия Фадеева министром, был заключен контракт с немецкой компанией Siemens на покупку 55 высокоскоростных поездов на 1,5 миллиарда евро. По условиям контракта, Россия закупала три поезда, а последующие собирает на своей территории с увеличением локализации до 70%.
«Мы подписали контракт с Siemens 10 апреля 2005 года в Ганновере. Присутствовали Путин и Шредер. У меня в день подписания контракта был день рождения. Министр транспорта РФ Игорь Левитин сказал об этом нашему президенту, а он, видимо, Шредеру. Смотрю, с нашего стола быстро убирают всю посуду и приносят бокалы, шампанское наливают и Шредер запел: Happy birthday to you. В зале все смотрят на наш стол. Там был журналист Андрей Колесников, и он на следующий день написал про это. Я так переживал… А через два месяца меня отправляют в отставку», – сообщил министр.
По его словам, уже новым руководством было принято решение на покупку восьми поездов из Германии без локализации.
«Я оставался членом совета директоров РЖД, и у меня были вопросы: почему это сделано и для чего? Члены совета директоров молчат. Якунин попытался что-то объяснить. Аннулирование прежнего контракта отбросило нас на десятки лет. Мы уже сейчас не обеспечиваем спрос на существующих 16 поездах «Сапсан», а в проекте дополнительные линии высоких скоростей. Я считаю, что единственное, что мне не удалось сделать, это добиться производства высокоскоростных поездов. Мы были на пороге, но все было сделано наоборот», – сообщил Фадеев.
Мечты о железной дороге будущего
По словам Геннадия Фадеева, на первом месте перед железнодорожниками сейчас стоит «выход из ямы низких скоростей пассажирского движения» и развитие железной дороги на Дальний Восток.
«Без железных дорог страны нет», – убежден Фадеев.