Модульное обучение
Это не набор просто кусочков, поставленных друг за другом.
Модульное обучение - это последовательность учебных объектов, которые взаимосвязаны между собой, у них есть определенная логика и они вместе составляют одно повествование. Это цепочка, которая ведет человека от модуля 1 к модулю n.
Чем отличается модульная программа обучения от электронного курса?
Представьте себе полнометражный фильм, который взяли и нарезали на фрагменты. Чем это отличается от сериала? У сериала есть “петля”: минисюжет внутри каждой серии. В случае с цельным курсом мы делаем один сценарий. В модульной программе мы делаем стержневой сценарий и дальше несколько сценариев под каждый модуль.
В чем преимущества модульного обучения?
Именно такая схема позволяет дольше удерживать внимание у людей.
Мы по чуть-чуть даем взаимосвязанные объекты, и человек дольше погружен в тему, он дольше находится в соприкосновении с темой.
Можете на себе провести такой эксперимент. Возьмите книжку, какую-нибудь потолще, и попробуйте читать ее по некому расписанию: два-три раза в неделю. У вас уйдет на это, допустим, от месяца до трех.
Вы читаете одну главу, например, и останавливаетесь. У вас есть возможность на эту тему поговорить. Это возможность дополнительной переработки информации.
Вы удивитесь, насколько будет отличаться эффект по сравнению с тем, который вы получили бы в случае, если бы эту же книжку прочитали за выходные.
Какие самые распространенные ошибки в восприятии модульного обучения?
1. По опыту часто возникает сложность в доставке модулей в нужной последовательности с нужными интервалами. Нужно заранее понимать, позволяют ли интерфейсы СДО создать модульную траекторию, кто и как будет систему настраивать и администрировать.
Если вы планируете запуск модульного обучения в течение нескольких месяцев, например, то уже сейчас нужно разбираться с тем, какие есть возможности и что нужно “докрутить” на стороне СДО. В половине случаев это требует дополнительных действий, ресурсов, затрат. Одновременно с созданием курса это делать тяжело.
2. Если просто “порезать” материал - работать не будет.
Модульное обучение изначально надо планировать как модульное.
Когда мы делаем модульное обучение, мы должны увидеть все целиком.
Только тогда, когда делается методическая раскладка всего проекта, становится ясно, где подойдет видео, где игра, где вебинар, где очный модуль, где книга.
3. Модульное обучение может быть очень быстрым в разработке, но оно очень длинное в проектировании. Форматы, механику, логику, последовательность - все это нужно продумать. Это емкая работа.
И подрядчик должен быть с самого начала глубоко погружен в проект. Нужно понимать, какой материал в каком модуле в каком формате будет представлен. Мультиформатность для модульного обучения имеет очень большое значение. Если нужно видео - это будет одна история, если где-то будет игра - другая, если нужно делать отдельную упрощенную версию для смартфона - третья.
Микромодульное обучение - классная штука, для некоторых задач она просто незаменима. Эффект от него может быть невероятным, таким, который ни одна другая форма не даст.
Но говорить о том, что модульное обучение - это выход на любой случай жизни, - опасно. Это хайп.
Когда нужно модульное обучение?
- Когда обучение должно изменить поведение или отношение. Когда мы хотим, чтобы человек поменялся через какое-то время, мы хотим, чтобы у него в голове сложилась другая ментальная модель. Сюда относятся все темы по безопасности - информационная безопасность, пожарная безопасность, охрана труда.
- Модульное обучение подходит для тех тем, которые для вашей компании представляют особенную ценность, ошибки в которых могут быть болезненными. Например, если человек будет вести себя неправильно - у нас будет брак.
- Когда обучение объемное: за один раз знания может быть можно взять, но точно нельзя переварить.
В каких случаях модульное обучение не нужно?
- Обучение не объемное.
- Когда задача - информировать. Есть темы не про изменение поведения, не про изменение действий, не про формирование понимания.
Хороший пример с бережливым производством. Если задача информировать, модульное обучение не нужно. Если это большое изменение, которое сейчас разворачивается в компании, и мы хотим изменить поведение людей - тогда модульное обучение необходимо.
Интервалы
- Чем более сложное знание мы даем, тем больше интервал мы должны дать, чтобы человек отдохнул.
- Один человек в один момент времени не может проходить десять интервальных программ. Весь эффект теряется - человек тогда учится больше, чем работает.
- Поэтому модульные проекты не делаются вне системы корпоративного обучения, вне общего плана и общей логики.
- Интервалы всегда есть, и когда мы в корпоративном обучении не делаем интервалы, мы нарушаем привычное для мозга течение обучения.
- Если программа длится больше трех месяцев, обязательно должны быть каникулы, запланированные или такие, которые слушатель может взять сам - остановить траекторию.