Найти в Дзене
Dagpravda.ru

Влюбиться в Гуниб. Яна Лушпа написала письмо легендарному аулу

Гуниб… Побывав здесь всего лишь раз, я навсегда тобою заболела. Это любовь с первого взгляда, с первого шага по твоей земле, с первого знакомства с твоей историей, с людьми, которые тут живут, с необычайно красивой природой, завораживающими пейзажами.

Вот я снова стою
На знакомой кремнистой вершине.
Здравствуй, славный Гуниб,
Дагестана живая краса!
Подо мною аул,
Где всегда на зелёной равнине,
Словно солнечный свет,
Мне цветы обжигают глаза.
Я дышу высотой.
Облака мне ложатся на плечи.
Слышу вздохи Койсу –
Ледяной своенравной реки.
И, как верных друзей,
Тополя обнимаю при встрече
И приветствую горы
Торжественным взмахом руки.
Расул Гамзатов

Парадоксально, но именно здесь, на Кавказе, понимаешь, насколько богат русский язык. Я не могу рассказать о тебе, Гуниб, простыми прилагательными. С языка сами слетают пафосные обороты. Могучая, величественная, умопомрачительная красота твоих гор проникает в каждую клеточку организма, поражая в самое сердце.

Помню свои первые ощущения при виде тебя: смешение восторга и страха, воодушевления и грусти, страсти и смирения. Сердце то учащенно билось, то замирало. Говорят: «Кто не видел Гуниб, тот не видел Кавказ». Я счастлива, что познакомилась с тобой. И помнишь, стоя там, на твоей смотровой площадке, я обнимала тебя глазами, а ты в ответ заботливо окутал меня своими облаками. Гуниб… Я обещала тебе написать, как только вернусь домой. Я не забыла. Я пишу.

-2

В Дагестане много маршрутов, интересных для туриста: Сулакский каньон и Дубки, Салтинский водопад, бархан Сарыкум… Но мне хотелось побывать там, где история уходит своими корнями глубоко в прошлое. Так выбор пал на селение Гуниб, ведь именно здесь в 1859 году была окончена Кавказская война – самая продолжительная война в России XIX века. Война, длившаяся почти 50 лет, унесшая жизни тысяч горцев и русских солдат. Гуниб – живая история, связанная с именами имама Шамиля, императора Александра II, художника Айвазовского… Гунибская крепость, Шамилевские ворота, ротонда Барятинского и Царская Поляна – мечтала это увидеть, и случилось.

В Гуниб мы приехали на машине затемно. По асфальтовой змейке горного серпантина взбирались не торопясь. Пересекли центральную площадь. Первая остановка на смотровой площадке. Фантастическая панорама: мрачные очертания высоченных горных хребтов, лунный свет, зияющий сквозь тучи, тысячи разноцветных огоньков где-то далеко внизу и необъятный небесный платок над нашими головами. Воздух пьянит, а сердце вновь замирает. Чудный мир! Здесь звезды прикасаются к душе, и хочется воскликнуть: «Остановите Землю, я сойду!»

Но мы садимся в машину, и надо ехать дальше. Вторую остановку делаем у ворот Шамиля. В кромешной тьме крепостные стены смотрелись таинственно и угрожающе. Неописуемые ощущения прикосновения к великому.

Мы движемся дальше по историческому музею под открытым небом – мы въехали в Верхний Гуниб. Еще не знаем, где будем ночевать, нужно подумать об ужине. С правой стороны замелькали разноцветные огоньки гирлянд, ими же аккуратно выведено слово «База», благодаря которому мы понимаем, что тут можно остановиться на ночлег.

-3

Нас тут как будто ждали. Хозяйка базы отдыха «Муртазали», улыбчивая тетушка Равзат встретила нас радушно, показала номер, ознакомила с территорией, предложила пообедать в столовой, но мы решили прогуляться до магазинов.

Было время намаза. То, какое впечатление произвел призыв на молитву, доносящийся с минарета Гунибской мечети, до сих пор живо в памяти. Стояла как завороженная. Холодящие мурашки бегали по коже. Не удержалась, достала телефон и записала видео с кристально чистым и мелодичным голосом муэдзина, распевающего азан. Как по-особенному тут звучали слова, обращенные к Всевышнему, здесь ты словно к нему ближе.

Дослушав, мы двинулись в поисках хлеба насущного. Неподалеку от мечети расположен маленький продуктовый магазин. Хозяйку зовут Гулистан. И вновь то же чувство, как будто и она ждала именно нас. Услышав наш вопрос о том, где тут можно покушать, немедленно достала свой мобильный: «Зачем искать?! Сейчас позвоню сестре, и она вас накормит». Я была обескуражена и уже не понимала происходящего.

После недолгого разговора по телефону тетушка Гулистан стала объяснять моему гиду и спутнику Магомеду, куда и как нам проехать. И вот мы на пороге незнакомого дома, нам улыбаются, подают тапки, суетятся, показывая, где помыть руки, куда пройти, где удобнее расположиться… Чувство, что и здесь нас ждали, уже стало абсолютным моим убеждением. Это уже не казалось.

-4

Горские люди настолько гостеприимны, улыбчивы, добродушны, открыты, что, впервые с ними пересекаясь, ты сразу проникаешься той искренностью, с которой тебя встречают. Они будто наполняют тебя своим добром и светом, окутывают любовью и вниманием. Это непередаваемо словами. Сложно подобрать нужные. Это действительно можно только прочувствовать.

И вот мы в доме. Мне разрешили присутствовать в святая святых каждой хозяйки – на кухне и наблюдать за тем волшебством, которое здесь происходило. Женщина-аварка с красивым именем Кисаран хлопочет у стола. На плите стоит сковорода, греется чайник. Я уже знала, что такое чуду, но не видела процесса его приготовления.

Тетушка Кисаран раскладывает начинку в тесто, раскатывает его, обжаривает на сковороде и при этом отвечает на мои многочисленные вопросы. Мне все интересно. Впервые встретившись, мы словно не виделись десятилетие. Говорили о детях, о жизни в горах, о туризме и яблоках, о пчелах и воде, перескакивали с темы на тему…

Чуду оказались чудными! Тянущиеся. Таких я прежде не ела. Домашний творог, домашнее сливочное масло и … домашний уют. Здесь всё по-домашнему. Здесь чувствуешь свою нужность, тебе рады. И от этого даже становилось немного неловко, что здесь всё для тебя и в этот момент ты – гость, ты – главный в доме.

Время неумолимо летело вперед, завтра ранний подъем и продолжение путешествия, поэтому, поблагодарив хозяйку дома, мы отправились на базу, где остановились на ночь. К слову, спросив о том, что мы должны за ужин, едва не обидели Кисаран. «Теперь ты мой кунак, – сказала она Магомеду, – и в следующий раз, когда приедете, останавливайтесь у меня.

День завершён. Ясное звёздное небо сулило на завтра хорошую погоду. С утра мы выдвинусь в сторону исторического мемориала на Царскую Поляну, расположенную здесь же, в Верхнем Гунибе. Именно в этом месте была поставлена точка в Большой Кавказской войне. Вот ротонда Барятинского, в народе называемая Беседкой Шамиля, вот мраморная плита с высеченными основными датами Кавказской войны, вот Царская Поляна, где давался завтрак для офицеров в честь приезда императора Александра II, альпийские луга, березовые рощи…

Еще одна уникальность Гуниба – березы Радде, локальный эндемик, распространенный только на Кавказе. Это красивые небольшие деревья с розовато-белой корой. Численность березы Радде крайне мала, за свою исключительность и редкость занесена в Красную книгу России. Не перестаем восхищаться увиденным — смешение истории с реальностью.

Мы снова в пути, нас ждут Сулакский каньон, Дубкинский лес, Чиркейское водохранилище, Гимринский тоннель… Последняя остановка – вновь cмотровая площадка. Теперь уже при солнечном свете любуемся невероятной красоты видами. Над головами парят орлы, окрыляя, вдохновляя, наполняя энергией, мощью и верой… Верой, что я вернусь еще.

На прощание обнимаю Гуниб взглядом. Я буду по тебе скучать. Уже скучаю. Я вернусь…

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru