Рекламируя услуги, российские банки все чаще стали предлагать в последнее время карты Cashback. И цифры при этом становятся, надо сказать, все более заманчивыми — клиентам обещают порой возврат 20 процентов и выше в случае определенных покупок. Какая же выгода банкам от программ кэшбэка и действительно ли возможно вернуть столь высокие проценты финансовых средств?
На возврат денег в чистом виде банки идут крайне редко. Преимущественно осуществляется начисление баллов либо бонусов. К примеру, в размере 30 процентов от суммы покупки — к этим баллам можно будет прибегнуть впоследствии при оплате другого приобретения. Однако, есть обычно ограничения – например, величина доли, подлежащей оплате с использованием баллов.
Показатель чистой выгоды — это разница между полученным кэшбэком и общей суммой расходов на обслуживание карты – сам по себе совсем несущественный. Кроме того, он снизился за год, на что указывают данные масштабного исследования «Банковские программы лояльности» (Frank Research Group). В него вошли свыше 130 программ лояльности от 28 банковских структур.
«Денежный кэшбек, начисляемый на карточный счет, действительно совсем небольшой, как правило, он менее одного процента. От 0,4 он опустился до 0,23 процента. Однако, рассчитано это на Подмосковье, для семей, располагающих средними доходами, большая часть которых — от 50 до 70 процентов – уходит на продукты питания и одежду», - пояснил советник гендиректора Frank RG Дмитрий Тарасов.
В случае, если траты больше и структура их немного иная, выгода может быть больше. Между тем, максимальная, на которую можно было рассчитывать в минувшем году именно по денежному кэшбеку, находилась на отметке в 2,5 процента, а в 2018-м она стала 1,82 процента — для премиальных клиентов, обладающих большими тратами и с такой их структурой, которая более благоприятна для получения повышенного кэшбека.
Дмитрий Тарасов приводит приблизительно такой расчет: при ежемесячном обороте по карте в 25 тысяч кэшбек за год достигнет восьми тысяч рублей – это 2,66 процента. Отсюда вычитаем плату за обслуживание, стоимость СМС-информирования и прочие расходы.
По словам зампреда правления ВТБ Анатолия Печатникова, к программам лояльности банки прибегают с целью стимулирования безналичных операций по картам. Говоря об экономике вопроса, эксперт указал на главного врага банков — на наличные. И пояснил: если человек получил зарплату и сразу же отправился в банкомат, чтобы ее обналичить, для банка, обслуживающего зарплатных клиентов, это один расход.
«Установка банкомата, оплата аренды места и канала связи и, самое главное, — необходимость оплаты постоянной инкассации банкомата, нужно систематически его пополнять. Это довольно серьезные для меня расходы. И я стремлюсь не нести их, а стимулировать людей тратить зарплаты в безналичном виде, с использованием пластиковых карт для оплаты различных услуг и товаров. Выходит, мне, как кредитному учреждению, это намного более выгодно — поощрять именно такую клиентскую модель. Так как я намного больше денег потрачу на инкассирование банкомата для обеспечения снятия наличных», - констатировал эксперт.
Подпишитесь на канал FTimes, чтобы быть в курсе последних экономических новостей России.