Элемент велосипеда, который является авангардом в восприятии нагрузок от неровностей поверхности, то, что первым берет на себя удар отрабатывая все кочки, коренья, камни и прочие шероховатости дороги - велосипедная вилка.
О велосипедной вилке можно вести бесконечные разговоры, ибо их разновидностей существует великое множество и этот элемент велосипеда является одним из самых технологичных. Тут тебе и масляные, и воздушные, и двухкоронные, и всякая экзотика типа перевертышей или параллелограммных вилок. Многие из них сами по себе стоят как приличный велосипед. Но на самом деле в бюджетном сегменте выбор не так обширен.
Самым простым является жесткая вилка, или как ее часто называют - ригидная.
Как ясно из названия эта вилка не имеет никакой амортизации. На первый взгляд может показаться, что такая вилка не имеет никаких преимуществ перед амортизированными, но на самом деле плюсов у такой вилки хватает. Во-первых она значительно легче ввиду отсутствия в ней амортизационного механизма; во-вторых из за монолитности конструкции она гораздо надежнее; в-третьих из-за жесткой конструкции она гораздо лучше показывает себя на твердых поверхностях; в-четвертых она значительно дешевле, ведь за относительно небольшие деньги можно купить достаточно крутую ригидную вилку.
К минусам можно отнести ее... неамортизированность. Как бы очевидно это не звучало, но это так. А все потому что почти все ее плюсы больше подходят для шоссейных или городских велосипедов, тогда как для горных эти плюсы не столь важны. При езде по пересеченной местности на ригидной вилке Вы сильно теряете в управляемости, а из-за вибраций у вас со временем могут начать болеть запястья.
Вторая в списке это амортизационная вилка. Ее главное преимущество перед ригидной это способность отрабатывать неровности, что в первую очередь важно для повышения управляемости на пересеченной местности.
Прежде всего давайте разберемся из чего состоит вилка
Я не стал акцентировать внимание на том, под какие тормоза эта вилка, в противном случае я бы указал на крепление тормозов, но в данном случае это не имеет значение.
Шток выбирается исходя из рулевого стакана, что я описывал в одной из своих статей о рулевой колонке (почитайте обязательно, ссылку дам в конце этой статьи). Разумеется в новом велосипеде вилка уже будет установлена, но Вам следует обратить внимание на ее размер. Больше - лучше. С коронкой и ногами хитростей нет, а вот с гориллой есть. Эта часть вилки отвечает за торсионную жесткость, что напрямую сказывается на управляемости. Многие опускают этот момент даже не зная о нем.
Со штанами тоже есть небольшой нюанс, а точнее ее соединение с гориллой. Важно, чтобы горилла и штаны были литыми а не сварными
В статье о раме (ссылка также будет в конце этой статьи) я рассказывал чем плохи сварные соединения в велосипеде. На этой же картинке Вы также можете заметить не самые лучшие пыльники (надеваются сверху штанов). Гораздо лучшим решением является вариант, что показан на картинке повыше.
Касательно дропаутов сказать тоже нечего, а насчет блокировки вилки стоит отметить только одну деталь: если она есть - хорошо, нет - ну и ладно. Но помните, что заблокированная вилка годится только для езды по ровной дороге, ибо при езде по неровностям она может повредиться. А что касается регулировки отскока, то ее также может не быть, но если есть - хорошо, хотя ее наличие не так важно для повседневного катания.
Теперь поговорим о видах амортизации. Самый простой и дешевый - пружинная вилка. По сути эта вилка создана только для смягчения ударов, уменьшения вибрации. Об отработке неровностей речи быть не может. Следующий тип - пружинная с демпфером и это уже приемлемый вариант для катания по пересеченной местности. Демпфер это то, что гасит вибрации. Чаще всего в роли демпфера в таких вилках служит эластомер - резинка внутри вилки. Пожалуй самым приемлемым вариантом в бюджетном сегменте будет именно пружинно-эластомерная вилка. Она достаточно хорошо отрабатывает неровности за свои деньги.
Также Вам могут встретиться вилки классом выше - пружинно-масляные и воздушно-масляные. Первые похожи на пружинно-эластомерные, но вместо резинки в роли демпфера там используется масляный картридж, что более технологично. Во второй вместо пружины сжатый воздух. Среди всех перечисленных в этой статье вилок эта имеет самые точные регулировки жесткости, однако для регулировки Вам потребуется насос повышенного давления, имейте это ввиду. Также это самая дорогая вилка в этой статье, но возможно она может попасться Вам в б/у сегменте.
Ну и пару слов о ходе вилки. Зачастую магазины пишут в характеристиках только эту деталь, указывая его в миллиметрах. Чем больший ход вилки - тем больше она предназначена для пересеченной местности и меньше для ровной поверхности, так что не стоит особо вестись на цифры. Ну а вообще - все как всегда под Ваш вкус. Если Вы дочитали статью, то теперь знаете на что смотреть в вилке при покупке велосипеда и можете подоборать ее под себя. Удачи Вам с этим.
Не забудьте прочитать остальные статьи о выборе велосипеда, такие как: рама, руль, каретка, втулки, трансмиссия, тормоза и колеса. Если Вам понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на канал и оставляйте комментарий. Удачного катания!