Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Внутри советского танка Т-55

Оглавление

Советские танки во многих моментах брали мировую пальму первенства. А в некоторых конструкциях – сразу несколько. К примеру, Т-55: первый танк, способный действовать в условиях ядерного загрязнения. Первая машина, заимевшая серийный комплекс активной защиты. Один из самых – если не самый – массовый послевоенный танк.

Расположение узлов и агрегатов Т-55
Расположение узлов и агрегатов Т-55

Производство Т-55 началось в 1958 году, и продлилось 21 год. До сих пор эта машина стоит на вооружении нескольких десятков стран – в той или иной степени. Первая встреча с противником (американские M48 Patton) состоялась в 1961 году, но – в отличие от «американца» - Т-55 до сих пор воюет! Причина тому – не лучшие характеристики, ведь время не стоит на месте. Суть такой популярности в простоте и надежности, за которые Т-55 снискал титул «АК из мира танков», и которая позволяет использовать машину даже при отсутствии больших бюджетов и должной инфраструктуры.

Производство танка началось 60 лет назад. По разным оценкам было выпущено более 20 тысяч Т-55 в разных модификациях
Производство танка началось 60 лет назад. По разным оценкам было выпущено более 20 тысяч Т-55 в разных модификациях

Т-55 – это модернизированная версия Т-54. Как уже говорилось, главное отличие – противоатомная защита. Помимо этого, машина получила более мощный мотор, систему пожаротушения «Роса» и термодымовую аппаратуру. Масса осталась прежней – 36 тонн, да и бронирование изменилось незначительно. Самые защищенные участки – лоб башни и корпуса состояли из бронелистов толщиной в 100 и 200 миллиметров, соответственно. Компоновка классическая: отделение управления – впереди, за ним – боевое, и МТО в корме. Экипаж Т-55 состоял из четырех человек: механик-водитель, наводчик, заряжающий и командир.

Простота и надежность машины стали залогом его продолжительной службы и широкого распространения
Простота и надежность машины стали залогом его продолжительной службы и широкого распространения

Сегодня мы остановимся на условиях работы экипажа, и элементах, расположенных внутри легендарного танка.

Механик-водитель

Вид на отделение управления глазами механика-водителя. Под окулярами приборов наблюдения - курсоуказатель ГПК-48
Вид на отделение управления глазами механика-водителя. Под окулярами приборов наблюдения - курсоуказатель ГПК-48
Вид из боевого отделения. На левой стенке корпуса расположен 100-мм снаряд
Вид из боевого отделения. На левой стенке корпуса расположен 100-мм снаряд

Этот член экипажа располагался за лобовой бронеплитой, в левой части танка. В его руках была 581 лошадиная сила дизельного мотора В-55. На полу устанавливались рычаги управления планетарными механизмами поворота и педаль топливоподачи. Педаль управления главным фрикционом и тормозом крепились к верхнему бронелисту. Над водителем, в крыше корпуса имелся люк, перед которым крепилось два прибора наблюдения с жидкостной системой очистки стекол. Справа от водителя устанавливался передний топливный бак.

Слева сверху - спидометр. Рядом с ним - блок КРП-1. Вторая "красная коробка" - блок КУВ-3, отвечающий за работу вентиляторов
Слева сверху - спидометр. Рядом с ним - блок КРП-1. Вторая "красная коробка" - блок КУВ-3, отвечающий за работу вентиляторов
За левым плечом механика-водителя располагались баллоны с воздухом на которых было крепление для аптечки
За левым плечом механика-водителя располагались баллоны с воздухом на которых было крепление для аптечки

На левой стенке крепилась аптечка, перед которой устанавливался спидометр и реле противоатомной защиты КРП-1. Под визирами наблюдательного прибора располагался курсоуказатель ГПК-48. Радом с ней – коробка КУВ-3 (блок управления вентилятором).

Наводчик

Вид на место наводчика глазами командира. Справа-налево: пульт управления орудием, рукоять наведения, азимутальный указатель и электропривод поворота башни
Вид на место наводчика глазами командира. Справа-налево: пульт управления орудием, рукоять наведения, азимутальный указатель и электропривод поворота башни
Слева от привода поворота башни крепился блок ТПУ. Под пультом управления орудием - рукоять вертикальной наводки с кнопкой электроспуска
Слева от привода поворота башни крепился блок ТПУ. Под пультом управления орудием - рукоять вертикальной наводки с кнопкой электроспуска

Слева от казенной части пушка расположен наводчик 100-мм пушки Д-10Т2С и спаренного пулемета СГМТ. Перед ним располагались окуляры основного прицела ТШ2Б-32П и ночного ТПН-1. На левой стенке расположено переговорное устройство ТПУ и рукоять стопора башни, под ними – магазины к спаренному пулемету, один выстрел и блок системы противоатомной защиты. Перед наводчиком в днище корпуса располагался эвакуационный люк, на котором крепилась саперная лопатка. Основной способ покинуть машину – через люк командира в крыше башни.

Окуляр прицела ТШ2Б-32П
Окуляр прицела ТШ2Б-32П
Прицельная сетка прицела ТПН-1
Прицельная сетка прицела ТПН-1
Общий вид на место наводчика с позиции заряжающего
Общий вид на место наводчика с позиции заряжающего

Рядом с рукоятью наводки орудия расположен азимутальный указатель, связанный с нижним погоном башни. Максимальная дальность стрельбы при помощи бокового уровня – 14,6 километров, с ночным прицелом прицельная дальность сокращается до 800 метров.

Заряжающий

Сверху - прибор наблюдения заряжающего. На правой стенке башни была укладка 100-мм снарядов
Сверху - прибор наблюдения заряжающего. На правой стенке башни была укладка 100-мм снарядов
Справа от казенной части пушки - спаренный пулемет ПКТ (на оригинальных Т-55 - СГМТ).
Справа от казенной части пушки - спаренный пулемет ПКТ (на оригинальных Т-55 - СГМТ).

Этот член экипажа сидел справа от казенной части пушки. В его распоряжении было 43 выстрела. Самым легким был подкалиберный 3БМ20, весом в 4,5 килограмма (плюс метательный заряд – 19, 5 кг). Самыми массивными были бронебойные тупоголовые снаряды, суммарно достигающие массы в 46 килограмм. Заряжание – унитарное. Снаряды крепились на левой стенке башни, и в баке-стеллаже – перед ногами заряжающего. В крыше корпуса располагался прибор наблюдения и люк.

Укладка снарядов в баке-стеллаже у ног заряжающего
Укладка снарядов в баке-стеллаже у ног заряжающего
Вид на казенную часть пушки из люка заряжающего
Вид на казенную часть пушки из люка заряжающего

На ранних Т-55 решили отказаться от зенитного пулемета – так как реактивные самолеты стали ему недоступны. Но появление ударных вертолетов вернули 12,7-мм ДШКМ на свое место у люка заряжающего.

Командир

Командир танка у прибора ТПКУ-2Б
Командир танка у прибора ТПКУ-2Б
Непосредственно, ТПКУ-2Б
Непосредственно, ТПКУ-2Б

Сидение командира располагалось за местом наводчика, под башенкой с люком. В ней располагался прибор наблюдения ТПКУ-2Б с четырьмя призмами, дающий пятикратное увеличение и угол зрения в 7,5 градуса. Слева крепился блок ТПУ и радиостанция Р-123 (изначально – Р-113). Над ней крепили блок управления антенной. За спиной командира располагались выстрелы к пушке, блоки управления радиостанцией и прибором ночного видения. Командиру был доступен один АК-47 и сигнальный пистолет.

Вид на место командира. На левой стенке башни - радиостанция Р-123.
Вид на место командира. На левой стенке башни - радиостанция Р-123.
За спинкой командирского кресла крепился блок питания ночного прицела и боеукладка с выстрелами к основному орудию.
За спинкой командирского кресла крепился блок питания ночного прицела и боеукладка с выстрелами к основному орудию.

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже можно ознакомиться с материалами о внутреннем устройстве не менее известных танков:

-Внутри Т-34-85

-Взгляд на ИС-2 глазами танкистов

-Внутренние объемы немецкого танка «Тигр»