Найти тему

Что нужно делать при кассовом разрыве?

Под кассовым разрывом понимают временно возникший недостаток денежных средств в кассе компании (полное их отсутствие), необходимых для проведения своевременной оплаты. Как правило, возникновение кассового разрыва связано с тем, что счет требует оплаты раньше, чем в кассу компании поступили денежные средства. Такая ситуация может возникать в компаниях, оказывающих услуги или реализующих товары периодами (например, раз в квартал, раз в неделю или месяц). После того, как услуга оказана или товар отгружен, поставщик ждет погашения задолженности со стороны покупателя. В статье рассмотрим что такое кассовый разрыв, а также способы его устранения.

Основные причины кассового разрыва

К основным причинам возникновения кассового разрыва можно отнести:

  • Метод работы. Когда в компании не была отрегулирована деятельность по планированию и распределению денежных потоков. В этом случае возникновения кассового разрыва избежать не получится. Например, компания имеет долговое обязательство в крупном размене в виде лизингового платежа за технику. Дата платежа по договору лизинга установлена 25 числа каждого месяца. В этот день в компании также производится выплата аванса сотрудникам, путем перевода денежных средств на карту. Лучше не совмещать две подобные операции в один день. Операции с крупными суммами денег совершать следует в разные периоды времени, так как на все платеж денег в компании может просто не хватить. В этом случае компании грозит начисление пени по договору лизинга, либо выплата компенсации за задержку зарплаты.
  • Задержка оплаты от контрагентов. Это одна из самых частых причин возникновения кассового разрыва. Возникновение сложных ситуаций возможно и у контрагентов, например, если вовремя не была подготовлена платежка, не достаточно средств на счете и др. Проблемы возникать могут и банком, например, существуют ограничения на проведение операций свыше какой-либо суммы или проведение платежа занимает большее количество времени.
  • Внешнеэкономические факторы. В последнее время банки в соответствии с Законом о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, особо тщательно проводят проверки платежей, поступивших от иностранных компаний. Например, российская компания на протяжении длительного времени сотрудничает с иностранной фирмой. Но соответствии с очередным законом о санкциях и ответных мерах, расчеты с таким контрагентом находятся под запретом. Однако, российская организация на этот доход уже рассчитывала и ей теперь предстоит устранять кассовый разрыв.
  • Непредвиденные денежные траты. Как источник возникновения кассового разрыва может выступить непредвиденная трата денежных средств в крупном размере. Например, она может возникнуть при поломке оборудования или вследствие иного форс-мажора. Дополнительных средств на ремонт у компании может не оказаться, поэтому денежные средства списываются со счета компании.
  • В компании отсутствует финансовый резерв. Как правило, все денежные средства юрлица постоянно находятся в обороте компании. Если в компании возникает прибыль, то она быстро распределяется и в резерве деньги практически не остаются. Однако, если предусмотреть небольшой запас денег в компании, то кассового разрыва можно будет избежать.

Планируя свои расходы и потоки денежных средств компании, учитываются сроки поступления денежных средств от покупателей и заказчиков. Согласно данным об оплате, ответственный сотрудник составляет график поступлений. При задержке оплаты от покупателя возникновения кассового разрыва не миновать. Поэтому компаниям рекомендуют предоставлять свои клиентам такие бонусы, как отсрочка платежа с осторожностью. Тем более, если период отсрочки большой, то и вероятность изменений экономической ситуации также велика.

Важно! Если в компании не разработана финансовая политика, то разрыва кассы миновать не удастся.

Как рассчитать кассовый разрыв

Если компании необходимо проанализировать, определить величину и срок кассового разрыва, то она составляет финансовый отчет, в котором проводится анализ:

  • объемов поступлений;
  • числа покупателей;
  • надежности, постоянства покупателей (своевременность проводимой ими оплаты);
  • расходов (постоянных, периодических и внеплановых);
  • частоту появления критических остатков наличных денег в кассе.

Кассовый разрыв определяется по следующей формуле:

ОДС=ДС+ПД-ПП, где

ОДС – остаток денежных средств на счете;

ДС – сумма денежных средств на начало дня;
ПД – поступления денежных средств от контрагентов в течение дня;
ПП – сумма денежных средств по расчетам с поставщиками.

Покрытие кассового разрыва

Покрытие кассового разрыва возможно несколькими способами, выбор которого будет зависеть от конкретной организации:

  • Провести согласование с поставщиками вопроса об увеличении срока товарного кредита. Поставщики обычно стараются идти навстречу и предоставляют отсрочку оплаты товара, но взамен они могут увеличить стоимость продукции или услуг.
  • Заем у связанной организации. Под связанной понимают компанию или физлицо, деятельность которой может оказать влияние на деятельность рассматриваемой компании. Одним из способов покрытия кассового разрыва является оформление долгосрочного или краткосрочного займа учредителя. Оформить его можно под определенный процент, либо и вовсе без процентов.
  • Заем в кредитной организации. Оформить заем в банке компания может при необходимости в крупных финансовых вливаниях. Для этого в банк следует предоставить следующий пакет документов: баланс, выписку из ЕГРЮЛ и приказ о назначении руководителя. Кроме того, компания также может открыть счет с овердрафтом, который позволит избежать просрочек по оплате с минимальными потерями.
  • Перекредитование. Когда компания сразу оформила на себя несколько мелких кредитов, то она может погасить их, взяв в банке большой кредит. Для этого потребуется оформить кредит на ту сумму, которая покроет не только все займы, но и проценты. Кредит оформляется на более продолжительный срок с невысокой суммой ежемесячной выплаты.
  • Распродажи и иные маркетинговые акции. Различные маркетинговые акции работают очень эффективно и стимулируют спрос потребителей. Необходимо своевременно составлять различные сезонные предложения, проводит распродажи и т.д.
  • Увеличение скидок и уменьшение срока товарного кредита. Контрагентам могут быть составлены особые предложения, по которым они должны проводить оплату в более сжатые сроки, а в обмен на это предоставлять им большую скидку. В этом случае клиенты с большей вероятностью будут погашать задолженность в короткие сроки. Но в этом случае также следует придерживаться золотой середины. Так как такие условия могут привести к потери прибыли и возникновению убытков.

Дополнительные способы покрытия кассового разрыва

Обычно в каждой компании уже сформирована и уже работает определенная система управленческого учета, планирования денежных средств и т.д. Однако, это не значит, что наличности для совершения платежей всегда будет хватать. Поэтому компании могут прибегать к дополнительным способам покрытия кассового разрыва, например:

  • Финансирование за счет собственных денег. Например, полученная прибыль компании может распределяться на покрытие разрыва. Также компания может продать свое имущество или сдать в аренду собственное помещение.
  • Долговое финансирование (эмиссия ценных бумаг). Доходы от продажи ценных бумаг компании являются дополнительным доходом компании.

Как ликвидировать кассовый разрыв

Ликвидировать кассовые разрывы можно разными способами, например:

  • Проведение анализа и балансировки условий договоров. Компания с помощью юристов может проанализировать условия заключенных договор и изменить некоторые условия, касающиеся, например, увеличения срока оплаты и др.
  • Распределение платежей по приоритетности. Такая классификация позволит понять, какие именно платежи требуют уплаты в срок, а какие оплатить можно позже. В качестве первоочередных платежей следует выделить уплату налогов и взносов, так как просрочка по ним может привести к начислению пени, а также повышенному вниманию с стороны контролирующих органов.
  • Управление запасами компании, включающее в себя: проработку закупок, расчет оптимального размера запасов, мониторинг уровня запасов, просчет возможных рисков, реагирование на изменения спроса и др.
  • Альтернативные способы. Каждая компания избавится от кассовых разрывов может только самостоятельно разработав способ.