Выход авиационного завода «Авиастар-СП» на серийное производство воздушных судов - стратегическая задача предприятия на ближайшие годы. Для ее реализации необходимо качественно и в срок выполнять порученное дело. По словам управляющего директора Василия Донцова, сегодня каждый авиастроитель - от рабочего до руководителя - должен видеть единую картину производственной деятельности, без домыслов и искажений.
Итоги работы завода «Авиастар-СП» за первые восемь месяцев 2018 года.
Анализ основных показателей
Одним из важных показателей работы предприятия является план по сдаче валовой продукции (ВП), куда относится вся выработанная за учетный период продукция, независимо от ее готовности.
В план по ВП включаются все направления производственной деятельности, по которым у завода заключены договоры и имеются обязательства перед заказчиками. Это программы «Ил- 76МД-90А», «МС-21», «Суперджет 100», реверсы, различные услуги, - поясняет замначальника планово-экономического управления Ольга Кулькова. - Словом все, над чем мы работаем, отражается в плане производства, который влияет и на численность основных производственных рабочих, административно-управленческого и линейного персонала.
План по валовым объемам за 8 месяцев 2018 года заводом недовыполнен на 9 %. Проследив динамику реализации ВП с января по август, можно отметить, что год «Авиастар-СП» начал с положительным балансом в январе, феврале и апреле.
Остальные 6 месяцев работал со знаком «минус». Наибольшее отставание от графика заводчане допустили в августе. В целом это привело к уменьшению задела, необходимого для ритмичного выпуска товарной продукции.
Основными причинам срыва задания директор по экономике и финансам Михаил Сементинов назвал следующие: несвоевременное обеспечение производства материалами и покупными изделиями, оснасткой, несвоевременное решение вопросов по конструкторской и технологической документации.
Следующим основным показателем работы авиазавода является товарная продукция (ТП). Она представляет собой полностью законченные производством, укомплектованные, оформленные соответствующей сдачей (приемкой изделия) узлы, детали, заготовки, работы и услуги промышленного характера, соответствующие стандартам, техническим и договорным условиям, переданные подразделением-изготовителем подразделению-потребителю или на склад.
Практическая реализация плана по валовой продукции за 8 месяцев составила всего 75 %. Срыв выполнения этого показателя происходил на протяжении всего отчетного периода. Невыполнение товарных объемов привело к простою персонала в цехах АСП.
Директор по производству Дмитрий Губарев считает, что отставание от плана - ситуация временная и сейчас производство адаптируется под новые условия.
- Мы осознанно приняли решение по запрету передачи недостроенных агрегатов из АСП в ПОС, - рассказывает Дмитрий Петрович. - Сейчас фактически каждый отсек (Ф1 ,Ф2,Ф3) на основании директивной технологии сдается обособленно под выходной паспорт, свидетельствующий о том, что данное изделие в полном объеме соответствует конструкторской документации. Никаких ТУ на их передачу с незавершенными объемами мы теперь не практикуем. Адаптируем производство именно под эти требования. Поэтому работа в новых условиях, а это и своевременное закрытие конструктивных изменений, технологических паспортов и полное выполнение всех монтажей для производства, стала неким шоком, который многие пока испытывают. Так, машину 0203 уже в полном объеме планируем передать на стыковку с выходными паспортами. Эта работа не одного месяца. То же самое будем восстанавливать и по машинам 0204, 0205, 0206.
Причины невыполнения плана по ТП также назвал и.о. директора по бережливому производству Петр Конахин. Среди них - несвоевременная поставка деталей, длительный срок оформления документации, ошибки, допущенные при выполнении работ. Это, по его мнению, привело к потере рабочего времени и не позволило увеличивать выпуск валовой и товарной продукции в соответствии с планом.
Комплектность является одним из основных отчетных показателей работы цехов в плане производства товарной продукции. В цехах АСП, ПОС, цехе 259 (296) она рассчитывается отношением фактически выполненных СТК (стандартный технологический комплект) по трудоемкости к запланированной трудоемкости СТК. Комплектность цехов-изготовителей рассчитывается отношением трудоемкости СТК с полностью закрытыми позициями (в нормо-часах), входящими в сборочно-технологический комплект, к общей трудоемкости СТК в плане производства цеха.
Пояснение того, как рассчитывается показатель «комплектность», сделала заместитель начальника ПЭУ Ольга Кулькова: «Агрегаты, состоящие из сборочно-технологических комплектов, включают в себя определенную номенклатуру (детали). В СТК входят несколько таких деталей. К примеру, месячный план предусматривает выполнение 20-ти СТК, а на 100 % закрыли только 10 комплектов. От этих десяти комплектов и ведется расчет выполнения показателя «комплектность», другие, выполненные на меньший процент, в расчет не берутся».
По итогам 8-ми месяцев из 6-ти производств предприятия, ответственных за реализацию показателей по комплектности в конце списка «штрафников» значится АСП с показателем выполнения плана 31 %. У МСП и МКП - 97 и 96 % соответственно. Металлурги сработали на 82 %, ЗШП - на 59 %, ПОС - на 52%. Невыполнение показателя по комплектности по всем переделам привело к срыву сроков реализации основных этапов сборки агрегатов.
В конце списка по показателю «комплектность» - агрегатно-сборочное производство, в котором есть свои «виновники». Это цеха 572 и 283. Коллектив цеха 283 выполнил план всего на 1,68 %.
Причины срыва заданий проанализированы, - говорит начальник АСП Вячеслав Наземнов. - Одна из них - в большом скоплении неотработок в отсеках фюзеляжа, другая - в нехватке стапельной оснастки, когда формально в работу запускаются сразу три машины, а стапель на всех только один. В связи с этим возникает простой.
По словам Вячеслава Валентиновича, снижает показатели по комплектности и неудовлетворительное качество работы исполнителей, нередко допускающих брак.
Квалификация работников не всегда соответствует поставленной задаче, - говорит начальник производства. - Так, в цехе 283 коллектив обновился на восемьдесят процентов. Опытных специалистов сегодня осталось мало: из 90-х годов еще трудятся несколько человек, а из 80-х уже практически никого. К тому же рабочих нередко приходится отправлять на другие участки производства, отрывая от основной работы. В результате, они лишаются возможности необходимого роста квалификации, набираясь мастерства на одной технологической операции.
В идеале люди должны работать без дефектов, по отработанной технологии, позволяющей собирать машину, согласно цикловому графику, без задержек.
Выполнение этапов работ по Ил-76МД-90А и МС-21
Невыполнение запланированных этапов сборки агрегатов по программе Ил-76МД-90А за период с января по август привело к уменьшению поступления денежных средств на предприятие. Завод недополучил целых 77 % от плановой суммы финансирования.
По «МС-21» недополучены запланированные 20 %. Дефицит денежных средств потребовал дополнительного кредитования, который увеличивает нагрузку на бюджет в виде выплаты процентов.
- Несмотря на то, что руководители производства всех уровней цехов АСП видят причину невыполнения сроков завершения этапов сборки агрегатов в конструкторской документации, оснастке, материально-техническом снабжении, основная причина - неспособность организовать работу коллективов, направленную на выполнение графиков и, в конечном счете, - этапов сборки агрегатов, - говорит директор программы «Ил-476» Валерий Токарев. - Как следствие многократные срывы сроков графиков (до 10 и более раз), огромное количество не внедренных конструктивных изменений, большое количество отклонений от КД (оформление РНО). Тем не менее, фактор неоперативной работы технических служб, коммерческих служб, службы главного диспетчера присутствуют.
Директор программы «МС-21» Виталий Игнатьев по своему направлению также назвал причины, тормозящие реализацию проекта: несвоевременное изготовление деталей цехами 222, 223; поступающие конструктивные изменения от ПАО «Корпорация «Иркут», вследствие чего необходимы уточнения условий поставки; несвоевременная разработка электронных моделей, доработка оснастки.
Исполнение бюджета по предприятию
За 8 месяцев года предприятию за отгруженную продукцию было перечислено авансов и окончательных расчетов значительно меньше запланированной суммы.
- Основная причина - это невыполнение производственного плана, несвоевременная сдача запланированных этапов работ заказчикам, - поясняет заместитель директора по экономике и финансам по финансовым вопросам Андрей Зеленов. - Вследствие чего предприятие теряет не только запланированные окончательные расчеты за сданную продукцию, но и авансы на следующие производственные этапы. Тех денежных средств, которые фактически получило предприятие, достаточно только на выплаты по содержанию завода без выделения средств на закупку материалов и прочих комплектующих, без чего производить продукцию невозможно.
Из поступивших денежных средств на содержание предприятия и выплату заработной платы было израсходовано 97 %.
В своем комментарии Андрей Валерьевич подчеркивает, что снижение объемов финансирования вследствие снижения объемов производства продукции привело к дефициту денежных средств и необходимости дополнительного кредитования. Дополнительные кредиты увеличивают нагрузку на бюджет в виде выплаты процентов. А ведь денежные средства, направленные на выплату процентов по кредитам, могли бы быть использованы на дополнительную мотивацию сотрудников и т.д.
К примеру, на выплату процентов по кредитам за 8 месяцев были израсходованы сотни миллионов рублей. В случае отсутствия обязательств по выплате процентов, предприятие имело бы возможность увеличить заработную плату каждого работника на 25 %.
Таким образом, срыв сроков выполнения основных этапов сборки ухудшает финансовое состояние предприятия. Только мобилизация всего коллектива завода поможет преодолеть трудности и двигаться вперед для достижения поставленных перед предприятием целей.
Второй самолет МС-21 поднялся в небо. Видео >>
Перспективы «Ильюшина» >>
Лучшая 5-ка российских истребителей >>