Найти в Дзене
24ri.ru

Почему буксует производство МС-21

Оглавление

Выход авиационного завода «Авиастар-СП» на серийное производство воздушных судов - стратегическая задача предприятия на ближайшие годы. Для ее реализации необходимо качествен­но и в срок выполнять порученное дело. По словам управляющего директора Васи­лия Донцова, сегодня каждый авиастроитель - от рабочего до руководителя - должен видеть единую картину производственной деятельности, без домыслов и искаже­ний.

Итоги работы завода «Авиастар-СП» за первые восемь месяцев 2018 года.

Анализ основных показателей

Одним из важных показателей работы предприятия является план по сдаче валовой продукции (ВП), куда относится вся выработанная за учетный период про­дукция, независимо от ее готовности.

В план по ВП включаются все направления произ­водственной деятельности, по которым у завода зак­лючены договоры и имеются обязательства перед за­казчиками. Это программы «Ил- 76МД-90А», «МС-21», «Суперджет 100», реверсы, различные услуги, - поясняет замначальника планово-экономического управле­ния Ольга Кулькова. - Словом все, над чем мы работаем, отражается в плане производства, который влия­ет и на численность основных про­изводственных рабочих, админист­ративно-управленческого и линей­ного персонала.

План по валовым объемам за 8 месяцев 2018 года заводом недовыполнен на 9 %. Проследив динамику реализации ВП с января по август, можно отметить, что год «Авиастар-СП» начал с положительным балан­сом в январе, феврале и апреле.

Остальные 6 месяцев работа­л со знаком «минус». Наибольшее отставание от графика заводчане допустили в августе. В целом это привело к уменьшению задела, необходимого для ритмичного выпуска товарной продукции.

Основными причинам срыва задания директор по экономике и финансам Михаил Сементинов назвал следующие: несвоевременное обеспечение произ­водства материалами и покупными изделиями, осна­сткой, несвоевременное решение вопросов по кон­структорской и технологической документации.

Следующим основным показателем работы авиазавода является товарная продукция (ТП). Она представ­ляет собой полностью законченные производством, укомплектованные, оформленные соответствующей сдачей (приемкой изделия) узлы, детали, заготовки, работы и услуги промышленного характера, соответствующие стандартам, техническим и договорным ус­ловиям, переданные подразделением-изготовителем подразделению-потребителю или на склад.

Практическая реализация плана по валовой про­дукции за 8 месяцев составила всего 75 %. Срыв выполнения этого показателя происходил на протяжении всего отчетного периода. Невыполнение товарных объемов привело к простою персонала в цехах АСП.

Директор по производству Дмитрий Губарев считает, что отставание от плана - ситуация временная и сей­час производство адаптируется под новые условия.

- Мы осознанно приняли решение по запрету пе­редачи недостроенных агрегатов из АСП в ПОС, - рассказывает Дмитрий Петрович. - Сейчас факти­чески каждый отсек (Ф1 ,Ф2,Ф3) на основании директивной технологии сдается обособленно под выход­ной паспорт, свидетельствующий о том, что данное изделие в полном объеме соответствует конструк­торской документации. Никаких ТУ на их передачу с незавершенными объемами мы теперь не практи­куем. Адаптируем производство именно под эти тре­бования. Поэтому работа в новых условиях, а это и своевременное закрытие конструктивных измене­ний, технологических паспортов и полное выполне­ние всех монтажей для производства, стала неким шоком, который многие пока испытывают. Так, ма­шину 0203 уже в полном объеме планируем пере­дать на стыковку с выходными паспортами. Эта ра­бота не одного месяца. То же самое будем восста­навливать и по машинам 0204, 0205, 0206.

Причины невыполнения плана по ТП также назвал и.о. директора по бережливому производству Петр Конахин. Среди них - несвоевременная поставка деталей, длительный срок оформ­ления документации, ошибки, допущенные при выполнении работ. Это, по его мнению, привело к потере рабочего времени и не позволило увели­чивать выпуск валовой и товарной продукции в соответствии с пла­ном.

Комплектность является одним из основных отчетных показате­лей работы цехов в плане производства товарной продукции. В цехах АСП, ПОС, цехе 259 (296) она рассчитывается отношением фактически выполненных СТК (стандартный технологический комплект) по трудоемкости к запланированной трудоемкости СТК. Комплектность цехов-изготовителей рассчитывается отношением трудоемкости СТК с полностью закрытыми позициями (в нормо-часах), входящими в сбо­рочно-технологический комплект, к общей трудоемкости СТК в плане производства цеха.

Пояснение того, как рассчитывается показатель «комплектность», сделала заместитель начальника ПЭУ Ольга Кулькова: «Агрегаты, состоящие из сборочно-технологических комплектов, включают в себя определенную номенклатуру (детали). В СТК входят несколь­ко таких деталей. К примеру, месячный план предусматривает вы­полнение 20-ти СТК, а на 100 % закрыли только 10 комплектов. От этих десяти комплектов и ведется расчет выполнения показателя «комплектность», другие, выполненные на меньший процент, в расчет не берутся».

По итогам 8-ми месяцев из 6-ти производств предприятия, ответственных за реализацию показателей по комплектности в конце списка «штрафников» значится АСП с показателем выполнения пла­на 31 %. У МСП и МКП - 97 и 96 % соответственно. Металлурги сработали на 82 %, ЗШП - на 59 %, ПОС - на 52%. Невыполнение показателя по комплектности по всем переделам привело к срыву сроков реализации основных этапов сборки агрегатов.

В конце списка по показателю «комплектность» - агрегатно-сборочное производство, в котором есть свои «виновники». Это цеха 572 и 283. Коллектив цеха 283 выполнил план всего на 1,68 %.

Причины срыва заданий проанализированы, - говорит начальник АСП Вячеслав Наземнов. - Одна из них - в большом скоплении неотработок в отсеках фюзеляжа, другая - в нехватке стапельной оснас­тки, когда формально в работу запускаются сразу три машины, а ста­пель на всех только один. В связи с этим возникает простой.

По словам Вячеслава Валентиновича, снижает показатели по комплектности и неудовлетворительное качество работы исполнителей, нередко допускающих брак.

Квалификация работников не всегда соответствует поставленной задаче, - говорит начальник производства. - Так, в цехе 283 коллек­тив обновился на восемьдесят процентов. Опытных специалистов се­годня осталось мало: из 90-х годов еще трудятся несколько человек, а из 80-х уже практически никого. К тому же рабочих нередко прихо­дится отправлять на другие участки производства, отрывая от основ­ной работы. В результате, они лишаются возможности необходимого роста квалификации, набираясь мастерства на одной технологичес­кой операции.

В идеале люди должны работать без дефектов, по отработанной технологии, позволяющей собирать машину, согласно цикловому гра­фику, без задержек.

Выполнение этапов работ по Ил-76МД-90А и МС-21

Невыполнение запланированных этапов сборки агрегатов по программе Ил-76МД-90А за период с января по август привело к умень­шению поступления денежных средств на предприятие. Завод недо­получил целых 77 % от плановой суммы финансирования.

По «МС-21» недополучены запланированные 20 %. Дефи­цит денежных средств потребовал дополнительного кредитования, который увеличивает нагрузку на бюджет в виде выплаты процентов.

- Несмотря на то, что руководители производства всех уровней цехов АСП видят причину невыполнения сроков завершения этапов сборки агрегатов в конструкторской документации, оснастке, матери­ально-техническом снабжении, основная причина - неспособность организовать работу коллективов, направленную на выполнение графиков и, в конечном счете, - этапов сборки агрегатов, - говорит ди­ректор программы «Ил-476» Валерий Токарев. - Как следствие мно­гократные срывы сроков графиков (до 10 и более раз), огромное ко­личество не внедренных конструктивных изменений, большое коли­чество отклонений от КД (оформление РНО). Тем не менее, фактор неоперативной работы технических служб, коммерческих служб, служ­бы главного диспетчера присутствуют.

Директор программы «МС-21» Виталий Игнатьев по своему направлению также назвал причины, тормозящие реализацию проекта: несвоевременное изготовление деталей цехами 222, 223; поступающие конструктивные изменения от ПАО «Корпорация «Иркут», вследствие чего необходимы уточнения условий поставки; несвоевременная раз­работка электронных моделей, доработка оснастки.

Исполнение бюджета по предприятию

За 8 месяцев года предприятию за отгруженную продукцию было перечислено авансов и окончательных расчетов значительно мень­ше запланированной суммы.

- Основная причина - это невыполнение производственного пла­на, несвоевременная сдача запланированных этапов работ заказчи­кам, - поясняет заместитель директора по экономике и финансам по финансовым вопросам Андрей Зеленов. - Вследствие чего предприятие теряет не только запланированные окончательные расчеты за сданную продукцию, но и авансы на следующие производственные этапы. Тех денежных средств, которые фактически получило пред­приятие, достаточно только на выплаты по содержанию завода без выделения средств на закупку материалов и прочих комплектующих, без чего производить продукцию невозможно.

Из поступивших денежных средств на содержание предприятия и выплату заработной платы было израсходовано 97 %.

В своем комментарии Андрей Валерьевич подчеркивает, что сни­жение объемов финансирования вследствие снижения объемов про­изводства продукции привело к дефициту денежных средств и необ­ходимости дополнительного кредитования. Дополнительные креди­ты увеличивают нагрузку на бюджет в виде выплаты процентов. А ведь денежные средства, направленные на выплату процентов по кредитам, могли бы быть использованы на дополнительную мотива­цию сотрудников и т.д.

К примеру, на выплату процентов по кредитам за 8 месяцев были израсходованы сотни миллионов рублей. В случае отсутствия обязательств по выплате процентов, предприятие имело бы возможность увеличить заработную плату каждого работника на 25 %.

Таким образом, срыв сроков выполнения основных этапов сборки ухудшает финансовое состояние предприятия. Только мобилизация всего коллектива завода поможет преодолеть труд­ности и двигаться вперед для достижения поставленных перед пред­приятием целей.

Второй самолет МС-21 поднялся в небо. Видео >>

Перспективы «Ильюшина» >>

Лучшая 5-ка российских истребителей >>