Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

Немецкие танки «Тигр» в Швеции

Оглавление

Судьба немецкой техники после войны во многом повторила судьбу своих создателей. Большинство машин были потеряны в боях, а уцелевшие – чаще шли на лом. Иногда – после испытаний. Но были исключения! Все мы помним о чешских Pz.Kpfw IV, отремонтированных, и успевших поучаствовать в Октябрьской войне. Да и «Пантеры», пробывшие на вооружении французской армии до 1950-х, - еще один пример. А как быть с «Тиграми» - которые еще во время войны продемонстрировали свою капризность и дороговизну? Чехи ремонтировали «четверки», так как имели опыт разработки боевых машин для немцев, да и после боев на улицах Праги осталось немало техники. Та же ситуация с Францией - на территории этой страны располагался учебный полк по подготовке экипажей «Пантер» и немало танков в достойном состоянии.

Сгоревший Pz.Kpfw VI Tiger Ausf.B в окрестностях Нормандии. Изначально, французы предлагали шведам машину в подобном состоянии
Сгоревший Pz.Kpfw VI Tiger Ausf.B в окрестностях Нормандии. Изначально, французы предлагали шведам машину в подобном состоянии

На этом фоне о «Тиграх» не говорится по умолчанию. Ведь понятно – что танк был не самым надежным, прожорливым, и сложным в эксплуатации даже для операторов, его создавших! Однако, не все страны после войны сбросили тяжелый танк со счетов.

Шведский нейтралитет

Во время войны позиция Швеции была, пожалуй, самой загадочной. С одной стороны – помощь союзникам, а с другой – великодушное разрешение пропустить 163-ю пехотную дивизию вермахта из Норвегии в Финляндию – для борьбы с СССР. Да и торговля с нацистской Германий продолжалась до капитуляции последней. И все это - на фоне подготовки датских и норвежских партизан для борьбы с немецкими оккупантами.

В итоге, выбор пал на относительно комплектный "Тигр" с башней раннего образца
В итоге, выбор пал на относительно комплектный "Тигр" с башней раннего образца

С такой политикой Швеции, казалось бы, и вооруженные силы не нужны. Но подготовка к худшему шла. В числе прочего, шведы разработали ряд танков на основе собственных и чехословацких конструкций. Но все обошлось – и танки не понадобились. Война закончилась, и Швеции – не пострадавшей, оставалось лишь укреплять свое положение. Почему бы не начать с танков?

Послевоенные «Тигры»

Пока непосредственные участники конфликта были заняты своим спасением, восстановлением разрушенных городов и подготовкой Нюрнбергского процесса, шведы занялись вооружением. Делегация военных специалистов была отправлена на поля отгремевших сражений, дабы собрать лучшие образцы немецких вооружений.

Шведские военные осматривают французский трофей
Шведские военные осматривают французский трофей

Официальная цель этой акции – проверить возможности шведских противотанковых средств. Но параллельно рассматривался вариант принятия на вооружение немецких разработок. Что совсем неспроста, ведь косвенными «отцами» немецкого «Тигра» стали шведские оружейники из «Бофорс». Именно они помогали создавать немцам знаменитую 88-мм зенитку FlaK 18, которая впоследствии стала основой тяжелых танков и штурмовых орудий Германии.

В 1947 году шведский "Тигр" получил был доведен до ходового состояния. Машина требовала ремонта подвески и двигателя
В 1947 году шведский "Тигр" получил был доведен до ходового состояния. Машина требовала ремонта подвески и двигателя

Искомые танки шведы нашли во Франции, на танковом складе в окрестностях Версаля. Там был зарезервирован средний Pz.Kpfw V Panther Ausf.A. Но этого было мало, и поиски продолжились. Требовался тяжелый танк, которых в исправном состоянии осталось мало. Сперва комиссия обратила внимание на сгоревший Tiger Ausf.B из Нормандии, но его было проблематично восстановить. Относительно исправный образец нашли позже, в городе Жьен.

Pz.Kpfw V Panther Ausf.A в танковом музее города Мюнстер. Этот танк шведы взяли вместе с "Тигром", а после испытаний в 1961 году передали его немцам. Судя по состоянию машины, ее не обстреливали
Pz.Kpfw V Panther Ausf.A в танковом музее города Мюнстер. Этот танк шведы взяли вместе с "Тигром", а после испытаний в 1961 году передали его немцам. Судя по состоянию машины, ее не обстреливали

В ноябре 1947 года «Королевский Тигр» ранних выпусков (с первым вариантом башни) прибыл в Швецию. Танк направили в полк P4, известный как «Скараборгский». Несмотря на то, что машина была в комплектном состоянии, ей требовался ремонт и замена двигателя. К слову, в процессе восстановления, в корпусе нашлось несколько ручных гранат, указывающих на попытку взорвать машину при отступлении.

Немецкий танк рядом с американским тягачом M26 Dragon Wagon во время переброски "Тигра" в Карлсборг
Немецкий танк рядом с американским тягачом M26 Dragon Wagon во время переброски "Тигра" в Карлсборг
Шведский истребитель танков Pansarvärnskanonvagn m\43/ Подобные машины обстреливали "Тигр" с бортовым номером S02
Шведский истребитель танков Pansarvärnskanonvagn m\43/ Подобные машины обстреливали "Тигр" с бортовым номером S02

В конце 1948 года танк было решено переместить на полигон в Карлсборг, для чего требовалось преодолеть 60 километров. На процессе доставки стоит остановиться поподробнее. «Эскорт» состоял из «Шермана» с демонтированной башней, тягача M26 Dragon Wagon, грузовика Brockway, 10-тонной БРЭМ, двух автобусов с личным персоналом и нескольких мотоциклов сопровождения. Ввиду того, что шведские дороги не были готовы к таким испытаниям, весь путь занял пять дней. При этом на перевозку потребовалось 6 тонн горючего, а все мероприятие обошлось в 10 тысяч крон.

Испытания

На протяжении 1949 года 68-тонный «Тигр» подвергся всесторонним испытаниям: машину расстреливали и подрывали на минах, превратив его корпус в кучу осколков. В частности, тестировались способности истребителя танков Pvkv m/43. Уцелевшую башню отправили на полигон «Крок» - для тренировки наводчиков. Пушку танка испытывали в ноябре 1948 года – после того, как удалось купить к ней боеприпасы. После тестов орудие отправили в штаб-квартиру Bofors – где когда-то создали ее предка. Там она пробыла до 1980-х, пока ее не утилизировали. От танка остался лишь мотор и трансмиссия, которые были обнаружены полицией у британского коллекционера, и возвращены в Швецию в 2010 году. Сегодня они экспонируются в шведском танковом музее (г. Аксвель).

Все, что осталось от "Тигра" после испытаний обстрелом
Все, что осталось от "Тигра" после испытаний обстрелом

Об испытаниях «Пантеры», привезенной вместе с «Тигром» данных меньше. Известно, что в Швеции она оставалась до 1961 года, пока ее не передали в Германию, в фонд танкового музея в Мюнстере.

Итоги

Цель испытаний немецких танков в Швеции до сих пор не до конца ясна. Считается, что танки были необходимы для испытания шведских противотанковых средств. Но почему тогда именно «Тигр»? Ведь оставались более защищенные «Ягдтигры». Иная точка зрения в том, что бы на основе исследования немецких танков создать свою машину. Но результаты, вероятно, оказались неудовлетворительными: в начале 1950-х в Великобритании были куплены танки Centurion.

Считается, что эта машина принадлежала учебной бронетанковой дивизии "Леер". Необычная форма выхлопных труб - это, вероятно, полевая модернизация. А вот бортовой номер "S2" - это уже шведское обозначение
Считается, что эта машина принадлежала учебной бронетанковой дивизии "Леер". Необычная форма выхлопных труб - это, вероятно, полевая модернизация. А вот бортовой номер "S2" - это уже шведское обозначение

Тем не менее, история шведских путешествий Pz.Kpfw VI Tiger Ausf.B, является самым поздним примером испытания (пусть и обстрелом) немецких тяжелых танков.

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже материалы о послевоенной судьбе немецких танков, и испытаниях советских машин в Швеции:

-Немецкие "Пантеры" на службе Французской армии

-Испытания советских Т-72 и МТЛБ в Швеции