Удивительная страна - Япония. Ее культурное наследие безоговорочно является большим интересом для многих других культур. Принципы, которым придерживается японская нация зачастую удивляют. Их история и по сей день отражается в современных социально-экономических взаимодействиях. К примеру все мы знаем, что это самая дисциплинированная нация и это одно из качеств которое привело нацию к высокому совершенствованию в разных аспектах жизнедеятельности человечества. Передовые технологии в медицине, строительстве, робототехнике делают эту маленькую по размерам страну одной из самых высокоразвитых в мире. День ото дня эта нация совершенствует свои навыки и одним из подходов в развитии является система Кайдзен. Она применяется в разных сферах ведения бизнеса в Японии и других странах.
Сам метод стал очень популярным в Японии в 1950-х годах. А позже благодаря работам Масааки Имаи кайдзен приобрел популярность во всем мире. Некоторые современные исследователи считают его идейным вдохновителем Генри Форда, который в автобиографии писал, что цель производства — постоянно снижать издержки, изобретать новые технологии и при этом снижать цены на товары.
Когда «Toyota» впервые внедрила цикл качества в производственный процесс после Второй мировой войны, началась история Кайдзен.
На это частично повлияли эксперты американского бизнеса и менеджмента, которые тогда консультировали и работали в Японии. Тогда страна восходящего солнца переживала нелегкие времена, ее товары считались низкосортными и не были востребованными. Но через несколько десятилетий ситуация изменилась кардинально. И многие считают, что причина именно во внедрении Кайдзен.
Главная суть метода — постоянное совершенствование процесса производства.
В основе системы кайдзен находятся 5 ключевых элементов. Чтобы она могла нормально работать, и быть эффективным инструментом повышения качества, в организации необходимо создать условия для их реализации.
Первый элемент - командная работа. Для достижения общей цели и желаемого улучшения в работе, все сотрудники должны работать как одна слаженная команда. Сотрудники всех уровней должны делать все возможное для блага своих коллег и компании. Работа в команде предполагает постоянный обмен информацией, взаимное обучение, своевременное выполнение своих обязанностей и прочее.
Второй элемент - персональная дисциплина. Она имеет первостепенное значение для достижения успеха. Каждый сотрудник должен повышать свою самодисциплину во всех аспектах труда - управлении своим временем, качеством исполнения работы, соблюдении требований и регламентов, расходовании материальных и финансовых ресурсов и прочее.
Третий элемент - моральное состояние. Персонал всегда должен стремится сохранить высокий моральный дух в компании, независимо от того, удается компании добиться успеха в реализации изменений или нет. Руководство должно внедрить в практику работы различные мотивационные инструменты, такие как хорошие условия труда, учет заслуг, система поощрений и вознаграждений, оплачиваемый отпуск, пособия, оплата медицинских услуг, предоставления работникам кредитов и прочее.
Четвертый элемент - группы качества. В компании необходимо организовать работу групп качества. В состав этих групп должны входить работники разного уровня. В группах качества сотрудники имеют возможность обмениваться идеями, навыками, технологиями и другими важными для совместной продуктивной работы ресурсами. Обмен информацией и взаимодействие в рамках групп качества позволяет сотрудникам оценивать эффективность своей работы на основе сравнения с работой других, и тем самым пытаться улучшить свою деятельность.
Пятый элемент - предложения по улучшению. Необходимо дать сотрудникам возможность свободно предлагать улучшения независимо от ранга, занимаемого в системе управления. Предложения сотрудников могут быть любыми, даже абсурдными, и все они должны быть учтены и рассмотрены.
Реализация системы кайдзен на практике подразумевает следование основным принципам этой системы.
1. Организация рабочего места. Управление рабочим местом с целью оптимизации деятельности. Кайдзен уделяет этому большое внимание. В японском варианте этот процесс обозначают термином «gemba». Для правильной организации рабочего места применяются соответствующие инструменты управления, которые получили название 5S методология. Сам термин 5S происходит от первых букв японских слов.
В состав действий по методологии 5S входят:
Seiri - необходимо отсортировать то, что не требуется в работе. Для выделения ненужных элементов может применяться специальная маркировка. Если элементы, выделенные маркировкой, не востребованы ни кем при выполнении работы, то они удаляются с рабочего места.
Seiton - необходимо привести в порядок все, что требуется в работе. Эти элементы должны быть в поле зрения. Инструменты и приспособления должны располагаться в тех местах, где их легко обнаружить.
Seiso - рабочее место и все оборудование должно быть чистым. После окончания рабочего дня рабочее место должно быть убрано, а все инструменты и оборудование размещены на своих местах.
Seiketsu - стандартизация первых трех шагов. Эти действия должны стать обычной практикой работы. Когда сотрудники организации увидят улучшения от правильной организации рабочего места, необходимо провести с ними тренинг по выполнению этих действий.
Shitsuke - поддержание установившейся практики управления рабочим местом. Необходимо создать систему наблюдения и мониторнига за содержанием организованных и стандартизированных рабочих мест.
2. Устранение неоправданных потерь. Процесс поиска и устранения действий в процессах, которые добавляют ценности. В японском варианте этот процесс называется - «muda». Большинство работ представляют собой последовательность действий, которые преобразуют исходный материал в конечный готовый продукт. Часть этих действий добавляет ценность продукту, а часть нет. Та часть, которая не добавляет ценностями является потерями и должна быть устранена.
7 «muda» или 7 видов потерь:
Движения - непродуктивные и лишние движения увеличивают время операций и их сложность.
Ожидание - излишнее время ожидания исполнения операций приводит к увеличению цикла производства.
Технология - неправильно организованная технология процессов приводит к несогласованности действий.
Транспортировка - большие расстояния, перемещение с места на место, подъем и опускание в процессе производства увеличивают непроизводственные затраты.
Дефекты - на исправление дефектов уходят затраты материалов и труда.
Запасы - излишние запасы материалов добавляют стоимость к продукции, но не дают ценность.
Перепроизводство - продукции произведено больше, чем предусмотрено планом.
3. Стандартизация. Процесс стандартизации работы. Стандартизация создает основу для стабильной работы, однако стандарты должны быть изменены при изменении как внешнего, так и внутреннего окружения. В системе кайдзен процесс стандартизации не завершается никогда. Стандарты постоянно совершенствуются.
Правда, полезные методы? Думаю, что внедряя систему Кайдзен в свою организацию, вы добьетесь еще больших успехов.
Совершенствуйтесь!
Успехов в жизни!
Команда Asian Business
ссылка на источник: http://www.kpms.ru/General_info/Kaizen.htm