Найти в Дзене

Почему магазин обязан отвечать за сохранность вещей в камере хранения

Оглавление

При входе в магазин или супермаркет покупателям предлагается оставить вещи в камере хранения. Однако нередко магазин специально размещает возле камер объявление, в котором администрация снимает за себя всю ответственность за их потерю или порчу. Так кто же будет возмещать причиненный вред, насколько справедливо такое утверждение?

Не всегда можно верить печатному слову, ведь администрация, по понятным причинам, заинтересована в защите интересов собственника магазина.

Как рассматриваются действия покупателя с точки зрения закона?

Судебная практика и специалисты едины в своем мнении: при сдаче вещей в специально предназначенное место и получении соответствующего удостоверения этого действия (не важно, документального или вещного - жетона, бирки, ключа) потребитель заключает договор хранения с администрацией торговой точки.

Это мнение основано на законе: ч. ст. 886 и ч. 2 ст. 887 ГК РФ, которые раскрывают суть этого соглашения и порядок его оформления. Если вещи сданы по специальному жетону или иному отличительному знаку, письменная форма считается соблюденной, хотя никакого бланка и не составлялось. Вещи с этого момента находятся на хранении у магазина. А жетон или ключ являются подтверждением оформления договора (без конкретизации списка вещей).

Ответственность

Так как есть договор, он должен исполняться обеими сторонами. Хранитель по ст. 901 ГК РФ не только обязан возвратить имущество потребителя в сохранности, но и отвечает за его повреждения и утрату.

Пределы ответственности

На какое возмещение может рассчитывать гражданин, если хранимые вещи испорчены или утрачены? Это указано в ч. 2 ст. 902 ГК РФ:

  • в первом случае - на компенсацию утраченной стоимости;
  • во втором - на стоимость самой вещи.
Здесь стоит обратить внимание, что никакой выгоды от размещения и использования камер хранения магазин не получает, то есть договор является безвозмездным. Обычно при судебных разборках представители торговых точек ссылаются на этот факт и просят суд не применять закон "О защите прав потребителей". Однако суды эти просьбы отклоняют и взыскивают неустойку при просрочке удовлетворения требований потребителя об устранении недостатков или возмещении убытков, вызванных таким отказом.

Инструкция — как возместить ущерб при пропаже вещи из камеры хранения

Чаще всего магазин отказывается удовлетворять требования потребителя добровольно, поэтому обратиться в полицию необходимо, чтобы получить доказательства случившегося. При этом обнаружение самого преступника не имеет существенного значения, главное, что будет возбуждено уголовное дело. Чтобы доказать сдачу на хранение конкретных вещей (в сумке, например) обычно используются документы (бирка, жетон, чек), свидетельские показания, записи камер наблюдения.

Суды полностью на стороне потребителей в таких спорах, судебная практика достаточно однообразна.

Стоит учесть, что возмещен будет только реальный ущерб в указанном выше объеме. На деньги по ст. 925 ГК РФ правила о возмещении утраченного из камер хранения не распространяются, так как их необходимо хранить более усердно.

Каждый день новые советы юристов на канале «Таков Закон». Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить!