Однажды мы с другом обсуждали фильмы и сериалы и я задал ему вопрос, где он берет фильмы. Ответ был почти такой же неожиданный, как и "покупаю" - "Смотрю на кинопабе".
Так я нечаянно открыл для себя мир пиратского онлайна. Оказалось, что помимо торрентов за последние годы расцвел и даже созрел огромный рынок. Рынок онлайн-кино. И созрел он не благодаря усилиям наших доблестных пионеров индустрии, а благодаря никому неизвестным, но достаточно алчным, чтобы понимать, что миллион зрителей по рублю принесут больше прибыли, чем сто зрителей по тысяче, людям.
Сегодня именно пираты задают тенденции в России и формируют вкус и потребности масс. Связано это с тем, что отечественный рынок довольно успешно отгородился от иностранных компаний, проповедующих принципы, активно копируемые пиратами - плоская абонентская плата за неограниченный доступ к контенту в максимальном качестве.
Почему именно эти два момента так важны?
Давайте рассмотрим типичную российскую семью, которая не имеет особых притязаний на вечер, достаточно молода, чтобы не интересоваться теми шоу, что показывают по телевизору и вообще их телевизор подключен к компьютеру или приставке, потому что кроме кино они на нем ничего не смотрят.
Каждый вечер они решают что будут смотреть сегодня. Ну почти каждый вечер. Исходя из стоимости одного фильма в 200-300 рублей, их затраты на кино могут составить шесть-девять тысяч в месяц. Это если они готовы смотреть мыльную картинку. Если хотят смотреть что-то хотя бы в FullHD, то их затраты вырастают до девяти - двадцати тысяч. А если они купили телевизор с поддержкой 4К (UHD), то с отечественными онлайн-кинотеатрами им и вовсе не по пути. Много ли семей, готовы тратить в год на кино суммы сопоставимые с покупкой приличного телевизора или проектора и приставки для просмотра контента? Полагаю вы догадываетесь.
Конечно можно возразить, что наши доблестные онлайн-кинотеатры уже освоили подписку, и там даже есть что посмотреть. Но давайте глянем более внимательно. Большинство актуальных фильмов не входят в стоимость подписки. А это значит, что мы возвращаемся к исходной точке: хочешь смотреть новинки - плати за каждую отдельно. Но бог бы с ним, можно и заплатить. Вот только в лучшем случае вы получите доступ к FullHD варианту. И если через некоторое время фильм появится в 4К и вы решите его посмотреть, то в большинстве случаев вам придется доплатить. Потому что вы покупаете не фильм. Не содержание. Вы покупаете поток цифровых данных. И тот же самый фильм, но в лучшем качестве, с точки зрения официальных онлайн-кинотеатров, это не тот же самый сценарий, не те же самые актеры, а совершенно другой поток цифровых данных. Раньше вы смотрели кино как бы с близорукостью и без очков, а теперь надели очки и будете все хорошо видеть. Будьте любезны - доплатите.
Прямое сравнение наших онлайн-кинотеатров с пиратами и Netflix показывает, что пираты по своей философии гораздо больше походят на сегодняшнего лидера рынка, чем наши прокатчики. Именно пираты перенимают лучшие практики. Именно у пиратов плоская абонентка, и показ фильмов в наилучшем возможном качестве без каких-либо дополнительных ограничений. И окончательно пираты победят наш официальный рынок ровно тогда, когда осознают, что люди готовы платить больше, лишь бы не слушать вставленную ими рекламу очередной "казины". Именно в этот момент у официалов могут начаться серьезные проблемы. Ведь у пиратов все аспекты потребления этой услуги налажены лучше, чем у любого официального онлайн-кинотеатра. Пираты доступнее по цене, пираты делают более удобные для пользователя приложения, пираты дают лучшее качество. Зачастую почти в момент релиза фильма.
Впрочем, у пиратства в России есть проблемы. Как в лице контролирующих органов, так и внутренние, связанные с жаждой большей наживы и непониманием, как правильно воспользоваться моментом и монетизировать нерасторопность официалов. Но об этом как-нибудь в следующий раз.