Вас когда-нибудь разбирал азарт кладоискателя? А я вот недавно испытал! Увлекательное, я вам скажу, занятие!
В августе этого года я с моим приятелем Сергеем, с которым мы исколесили все Подмосковье, а также прилегающие области, обсуждали: «Куда на этот раз?». Сергей и я живо интересуемся историей. Ну, я – ладно, а вот Сергей может, если не остановить, рассказывать часами о каких-нибудь интересных событиях. Накануне он прочитал книгу: «Тайны и легенды Вяземской земли» и сейчас делился своим впечатлениями, а я с интересом слушал. Решили: «Поедем в Вязьму!».
Знакомство с городом начали у Иоанно-Предтеченского мужского ( с 1995 года женского) монастыря Он, кроме того, что знаменит своей архитектурой, известен еще и тем, что в нем, по легенде, останавливались солдаты Наполеона во время бегства из Москвы по Старой Смоленской дороге. «Бедные монахи, каково им пришлось? А может их успели предупредить и они разбежались кто куда?».
Напротив монастыря осмотрели построенный в XVIII веке купеческий «Дом Горожанского». Правда, по нему не скажешь, что он такой древний. Видимо, много раз перестраивался. Дом, как дом, ничего примечательного. Обычный, белый, двухэтажный, без архитектурных излишеств. Даже автограф Наполеона не сохранился, который, опять же по легенде, он оставил на стене.
Дальше по плану был историко-краеведческий музей, с загадками и тайнами Вяземской земли. После осмотра экспозиции, мне неожиданно самому ужасно захотелось прикоснуться к какой-нибудь тайне. И не в музее или книге, а прямо в жизни. Хотя бы на пять минут оторваться от реальности и перенестись в волшебный мир. И тут меня, как током ударило:
- Давай махнем на Стоячее озеро. Это совсем рядом.
Но Сергей недовольно уставился на меня и возразил:
— Мы приехали обозревать достопримечательности, я разработал маршрут, а озеро оно и есть озеро, почти везде одинаковое. Что на него смотреть?
Но идея уже захватила меня своей притягательностью и я сердито заметил:
— Ну, да, обычное, а клад Наполеона?!
Но Сергей не сдавался:
- Ты же знаешь, природа без памятников архитектуры меня не очень интересует, а тратить время на всякие химеры не хочется. И потом, ты, что там сокровища искать собрался? Без спецтехники это все равно не возможно... Да за двести лет озеро все исследовали вдоль и поперек...
Я привел, аргумент, который мог на него подействовать:
— Я тоже не очень верю в эту историю, но если хочешь, это озеро, такой же исторический памятник. Оно часть легенды о Наполеоне.
—Вот именно легенды… — отреагировал Сергей.
Я нетерпеливо перебил:
— Твой скептицизм меня убивает! Пускай выдумка, но мы же путешественники! Помнишь? Французы в Москве украли почти двадцать пудов золота и триста пудов серебра, Даже с позолоченным крестом с колокольни Ивана Великого и двуглавыми орлами с башен Кремля не захотели расстаться. А здесь, по крайней мере, в воде нашли повышенное содержание золота, серебра и меди…
Сергей, вот же, знаток истории, начал рассуждать:
— Я где-то читал, что ландшафт со времен Наполеона в районе Семлёво сильно изменился. Тогда кроме этого озера было много и других, а также и болот. И потом, это сейчас сделал привязку к координатам по GPS и порядок, а тогда карты у французов не были абсолютно точные. Да и русские войска были «на хвосте». Сокровища могли в спешке затопить в любом из тогдашних озер, а может, и в болоте утопили, из вредности… Кто тогда разбирал, лишь бы русским не достались… Некоторые считают, что здесь у Наполеона еще была целая армия, не то, что на Березине. С чего бы ему бросать добычу? Да и потом все это известно со слов наполеоновского адъютанта графа де Сегюра и писателя Вальтера Скотта. А последний, вообще, как все писатели, был фантазер, да и в России никогда не бывал… Правда, было еще свидетельство некого офицера Маренгоне. Откуда он это все знал, непонятно… Сам он, что ли грузил эти сокровища? И потом, есть еще версия, что это была обычная деза, чтобы отвлечь внимание от настоящего тайника. Кстати, есть и вообще интересный вариант. Золото могли оставить у преданных Польше тудовлян - жителей бывшего Ржевского уезда Тверской губернии. А обоз охраняли, в том числе, и польские солдаты. Но, с другой стороны, некий участник наполеоновского похода Шрейнмюллер якобы видел остатки обоза Наполеона у нынешнего Вильнюса. Там же был брошен тот самый крест с Ивана Великого. В общем, загадочное дело! Фактом является только то, что «золотой обоз» действительно не прибыл в Париж.
С минуту мы молчали. Потом Сергей задумчиво сказал:
— Ты знаешь, сразу после той войны к российскому императору обратились бывшие солдаты Наполеона. Вроде как решили вернуть награбленное добро, указать места тайников. Разрешение то они, конечно, получили. Искали между Ельней и Калугой, пробовали в районе Орши и даже под Вильнюсом. И здесь… Да только никто ничего не нашел.
Потом Сергей махнул рукой:
— А-а-а! Ладно, время есть, поехали…
Озеро произвело на нас странное впечатление… То есть, поначалу-то мы его вообще не нашли. Навигатор здесь уже не работал, а картой на этот случай мы и не запаслись. Теперь растерянно оглядывались кругом: огромные поля, и только ближе к Старой Смоленской дороге виден большой островок леса. Куда идти? Спросить не у кого. Если судить по указателю, до ближайшего села добрых три километра. Разве, что в Семлёво податься и там расспросить?
Вдруг из леса показался старичок, прям, вынырнул, как из сказки. Подойдя ближе, он окинул нас испытывающим взглядом. Наконец, незнакомец произнес с легкой улыбкой:
— Тоже, значится, клады ищете? Ну, ну! Там как раз уже есть вашего брата, только не подеритесь! Бывает лето, столько набежит, да и не только наши, но и немцы, французы, поляки, даже шведы у меня дорогу иногда спрашивают. Всем покоя сокровища не дают! Ну, да – он сам себе кивнул головой, - если в такую даль забираются. А, двигаться вам вон куда. Видите лесок, в нем и есть то самое озеро заветное.
Мы пересекли поле. Я почувствовал, что по мере того, как мы приближаемся к цели, даже скептика Сергея начало пробирать, во всяком случае, он шел быстро. Наконец, мы достигли молодого сосняка, не останавливаясь на привал, двинулись дальше, но здесь нас ждал неприятный сюрприз. Не успели мы пройти и десяти шагов, как под ногами сильно зачавкало, почва заколыхалась, как на болоте.
— Чёрт побери, кажется, влипли! – вполголоса процедил Сергей. - Назад! Придется обходить!
— Вот, так старичок-боровичок, — откликнулся весело я, — направил нас напрямую в топь непролазную!
Наконец, потратив изрядно времени, поплутав и взмокнув, мы вышли на сухой берег и очутились у темной воды тихого озера без единой рябинки, в котором отражалось небо и плывущие облака. Озеро было неправильной округлой формы. Дальний край его нам показался сильно вытянутым в сторону аппендиксом. Везде виднелись следы стоянки человека, примятый мох и трава, кругляши кострищ. Кое-где беспорядочно валялись тонкие обтесанные лесины. У самого берега торчали полусгнившие сваи. Тишина вокруг какая-то звенящая и птиц нигде не видно… Вот же, странное и таинственное место!
Неподалеку на берегу стояла палатка. Рядом - остатки наколотых дров. На мху лежал металлический шест. Рядом белели какие-то колышки. Интересно для чего?
Вблизи шест оказался длинной палкой, метров семь, собранной из отдельных трубчатых секций, как составной бур у геологов.
«Понятно, — подумал я, — если глубина озера маленькая, можно свинтить лишние секции, чтоб не мешали, а при необходимости – нарастить. Да, и перевозить в чехле трубки удобно».
Из кустов неожиданно вынырнул высокий молодой парень и недовольно выпалил:
— Ну, что Вам места мало?
За ним появился невысокий коренастый парень, видно постарше:
— Да, ладно, пусть остаются. Только уговор, нам не мешать, не фоткать, а то весь фарт нам смоете.
Мы, молча, разглядывали друг друга, потом, меня, как под руку кто толкнул:
— А можно мы попробуем тоже с Вами поискать?
Высокий молодой парень, чуть не поперхнулся от такой наглости, второй задумчиво взглянув на него, сказал:
— Да ладно тебе, Костян! Верно ведь говорят, что новичкам везет. А нам не прет. Пусть попробуют! А вдруг?
Не заставляя себя долго ждать, я быстро запрыгнул в лодку. Сергей скептически пожал плечами и остался на берегу. Мы отчалили. Парень, его звали Гена, энергично греб веслами и через минуту мы были на месте. Но вот, что странно: ни одна рыбина не потревожила неподвижную гладь.
— А ее здесь и нет, — как будто прочитав мои мысли, откликнулся Гена.
Я медленно опустил шест в воду. Палка легко вошла в воду, никакого течения. Часть его, та, что погрузилась в воду, казалась ближе, чем на самом деле. «Ну, что ж, по крайней мере, здесь никаких чудес, обычная водица, просто палка кажется преломленной в месте выхода из воды».
— Неужели ты серьезно веришь, что здесь что-то есть? — сказал я нарочно скептически, пытаясь вызвать парня на разговор.
Но он не поддался, только неопределенно пожал плечами. Я немного сместился в сторону, и продолжать тыкать палкой в мягком месиве. Внезапно я почувствовал, что чей-то недобрый взгляд уперся мне в спину и как будто прожигает меня насквозь. Оглянулся, на берегу никого, Генка смотрел на воду. Немного помолчав, он нехотя, с досадой сказал:
— Мы только у берега, на глубинах до 6 метров шнырим. А поговаривают, здесь есть места 25 и даже 50 метров. Без акваланга никак!
— Да-а-а, - глубокомысленно протянул я, — тогда ничего не найти! А с другой стороны? Времени не было, затапливали, конечно, у берега…
Мы переместились немного вправо, потом влево. Шест «разрывал» озерную трясину, и я снова и снова пытался что-то нащупать. Но ничего. Прошел, наверное, час. Рутинная работа начала меня утомлять. В голове мелькнуло: «И чего меня сюда понесло? Ходили бы сейчас по городу». Однако через минуту шест неожиданно уперся во что-то твердое. Весь мой скептицизм как волной смыло! По всему телу пробежала легкая дрожь. Меня охватил азарт! Сердце сделало сильный толчок и забилось часто-часто. «Вот оно, начинается!». Я радостно оглянулся на своего напарника. Но лицо Генки сразу сделалось жестким и напряженным:
— Дай-ка, я! Может, и вправду, новичкам везет?!
Он перехватил у меня шест. Прошло несколько мгновений, потом последовал его разочарованный возглас:
— Да, нет, камень, наверное! А может и строительный мусор.
Я посмотрел на него недоуменно, а он, как ни в чем не бывало, пояснил:
— И такое здесь встречается!
— Понятно! Значит, и сюда с мусором добрались?!
Гена махнул рукой:
— Ладно, хорошего понемножку…
Мы попрощались. Я подумал: «Отличные ребята! Просто у одних хобби – грибы, рыбалка, охота, а у этих – погоня за мечтой!». Потом в голове промелькнуло: «А вдруг это все-таки был не камень, и я находился совсем рядом с разгадкой тайны? Ладно, хотя бы прикоснулся к ней!».
А Вам доводилось быть кладоискателем?
БлагоДарю за внимание!
Для тех, кто проживает детско-взрослую жизнь, любит приключенческие путешествия, отечественную историю и научную фантастику вышла серия книг Николая Мурашева: «Необыкновенные приключения Климова в летние каникулы. Почти фантастическая история», «Приключения Климова в Горном Алтае. Почти туристическая история» и «Путешествия Климова в Стране восходящего солнца. Почти спортивная история». Прочитать можно на Литрес.ru или купить в интернет-магазине издательства «Перо» (г. Москва).