Найти тему
Other news

Опасный союзник для Казахстана

Для США, безусловно, выгодно иметь своего союзника и стратегического партнера внутри ЕАЭС, чтобы торпедировать и тормозить в первую очередь политические интеграционные процессы, запущенные Москвой. Назарбаев сразу превращается в своеобразного «троянского коня» внутри ШОС, ОДКБ, СНГ и прочих образованиях постсоветского периода.

Причем, Назарбаев провернул такую же комбинацию и с Китаем, взяв у Поднебесной кредиты на десятки миллиардов долларов, передав КНР часть территории Казахской ССР в 1997 году вместе с пиком «Хан-Тенгри», передав в аренду китайским корпорациям под прикрытием «совместных предприятий» сотни тысяч гектаров плодородной земли. В этом же ключе надо рассматривать продажу акций добывающих компаний китайскому капиталу и перенос 51 завода из КНР.

Теперь мы наблюдаем очевидный поворот Елбасы, только уже в пользу США. И скорее всего, американцы крепко схватили его за больное место – за секретные счета семьи, находящиеся в США, ЕС и в офшорных зонах. Аресты активов нацфонда и месторождения «Кашаган» всего лишь верхушка айсберга того шантажа. Награбленные миллиарды для семьи Назарбаевых оказались дороже и перевесили всё, как и желание выстроить монархию по примеру Саудовской Аравии.

Впрочем, крен в сторону США чувствовался всегда, особенно после «Казахгейта», когда после коррупционного скандала  в 2001 году о передаче взяток американских компаний через агента ЦРУ и советника президента РК Джеймса Гиффена, были даны небывалые льготы американским добывающим компаниям в Казахстане. Тогда это дело Вашингтон использовал в качестве крючка и инструмента давления на казахстанского диктатора.

Кроме этого, в 2015 по 2017 годы в Казахстане были открыты могильник ядерных отходов, а также международный банк низкообогащённого урана на базе Ульбинского металлургического завода в Восточно-Казахстанской области, профинансированных США, Саудовской Аравией и ЕС, а также построена на деньги Пентагона лаборатория по изучению опасных бактерий и вирусов в Алматы.

Но признание Казахстана сейчас стратегическим партнером США в Центральной Азии создает сразу множество угроз для территориальной целостности и безопасности страны и его народа в целом. После того, как США заявили о прекращении финансирования Пакистана в качестве плацдарма по ведению боевых действий в Афганистане, всё это «добро» от туда перекочует, скорее всего, в Казахстан и страны Центральной Азии. Теперь мы будем трамплином для американской агрессии в соседних регионах и странах.

Конечно, Назарбаев получит финансовую и политическую выгоду от аренды аэродромов, от строительства баз, от использования военными США территории и инфраструктуры Казахстана. Таким образом, возможно, он хочет обезопасить себя как от Москвы, так и Пекина, а также соседнего Ташкента, наступающего Астане на пятки.

Но помимо этого выяснилось, что не исключено строительство военно-морской базы ВМС США в Актау, что приведет американские вооруженные силы уже во внутреннее Каспийское море. Это чревато большими и далеко идущими последствиями для Казахстана, который будет рассматриваться уже не как транспортный коридор и сырьевой придаток, а как страна, потворствующая военной агрессии и участвующей в межимпериалистической схватке на одной из сторон.

Этот курс, который на самом деле порывает с «многовекторностью», в конечном итоге ведет к потере нейтрального статуса страны и втягивает казахстанский народ в пекло будущей войны. Мы попытаемся сейчас вскрыть основные угрозы, возникающие от новой доктрины Назарбаева, ориентированной на стратегическое партнерство и военное сотрудничество с США.

Вместо нейтрального статуса будущий театр военных действий

Нарушение нейтрального статуса страны повлечет за собой целый ряд угроз, которые на многие годы будут дестабилизировать ситуацию в бывшей советской Центральной Азии.

1 . Помощь в деле борьбы с Талибаном в Афганистане создаст реальную террористическую угрозу в стране

Использование Казахстана как базы для транспортировки войск, грузов, а также аэродромов в качестве трамплина для продолжения проведения «антитеррористической операции в Афганистане», а на самом деле против талибов и мирного населения, приведет к тому, что наша страна будет выбрана объектом для атак радикальных исламистов.

Казахстан и ранее предоставлял транспортные коридоры, воздушное пространство и взлетные полосы в Шымкенте и в Джамбульской области, а также порт Актау для складирования и переправки грузов и войск с 2001 года. Но сейчас качество этой помощи будет меняться в сторону непосредственного участия, так как Казахстан возьмет на себя те функции, которые потерял Пакистан.

Соответственно опасность появления реальных террористических угроз, а не сфабрикованных в КНБ, резко возрастает. Шесть лет назад Назарбаев уже пытался отправить казахстанские войска в Афганистан. Тогда союз воинов интернационалистов высказался категорически против отправки ограниченного контингента казахстанских войск, для осуществления даже полицейских функций в Афганистане. Но, похоже, сейчас эти призывы оказались забыты.

Назарбаев пытается представить себя и свой режим в качестве некого бастиона в борьбе против мнимой «исламской угрозой», исходящей от Афганистана и ИГИЛ, а на самом деле намерен получить денежную, военную и политическую поддержку США и ЕС. Также надо понимать, что борьба с Талибаном в Афганистане, который, кстати, никогда не угрожал Казахстану, может быть и отвлекающей или временной целью.

Прикрываясь антитеррористическими задачами, Елбасы пытается решить попутно целый комплекс военных и политических вопросов, в том числе и по обучению американскими советниками новых подразделений и по получению новых видов вооружений НАТО. Все это ряди удержания власти и недопущению революции и народных восстаний.

  • Наращивание военного присутствия США вызовет негативную реакцию со стороны Москвы

Подобный крен в сторону быстрого развития военного сотрудничества Казахстана с США однозначно вызовет много вопросов и озабоченность со стороны России, которая резко теряет свои позиции в Центральной Азии. Соседство американских «миротворцев» особенно в Каспийском бассейне будет чрезвычайно напрягать Кремль, который обязательно попытается затормозить или предотвратить наращивание военных сил США в Казахстане.

Самая протяженная граница с Казахстаном, а также восприятие нашей страны в качестве «мягкого подбрюшья» обязывает Кремль ко многому. Подобная линия Астаны приведет не только к охлаждению отношений с Москвой, что уже происходит, а к ряду шагов и действий в отношении нынешнего руководства Казахстана.

Это и возможное информационное противостояние, и критика Астаны со стороны Ташкента и Бишкека, а также и новый виток торговых войн в рамках ЕАЭС. Противостояние с Россией грозит Астане верной экономической и политической изоляцией со стороны практически всех своих соседей. В свою очередь это может вызвать и внутренний политический кризис, так как будут задействованы различные рычаги влияния на Назарбаева.

Тем более военный разгром Талибана также невыгоден Москве. Кроме этого надо также понимать, что американские военные силы  в Афганистане и в Казахстане могут быть использованы и против России в случае разрастания вооруженного конфликта межу супердержавами.

Надо отметить, что помимо «стратегического партнерства» с США, первый удар по ЕАЭС Назарбаев нанес заключением в 2015-м и ратификацией в декабре 2017 года соглашения с ЕС об экономическом сотрудничестве. Фактически назарбаевский Казахстан выступает уже конкурентом РФ на европейском рынке, так как потребителями 70-ти процентов казахстанской нефти и полезных ископаемых являются именно страны ЕС.