Статья эта написана уже давно и часть её даже уже побывала в Интернете в виде моих комментариев . Теперь решил опубликовать полную её версию.
Если читатель ждёт здесь рассуждений экономиста, то он сильно ошибается. Скорее это личное мнение обывателя, а точнее наёмного работника, по поводу «эффективного» менеджмента на промышленных предприятиях и тех, кто сей менеджмент осуществляет.
Вроде бы о чём говорить? Из самого названия «эффективный менеджер» понятно, что это тот, кто эффективно управляет чем-то, в данном случае каким-то предприятием. Но возникает подленький вопрос: а эффективно это по отношению к кому и чему? Эффективно по отношению к людям? Государству? Владельцам предприятия? И тут начинаешь понимать, что у всех их понятие эффективности совершенно разные. Для работников предприятия данное понятие включает в первую очередь достойную зарплату и условия труда. Для хозяев это высокая прибыль и низкие расходы. А для государства — выпуск в достаточном количестве нужной населению продукции и обеспечение занятости населения. Как показали почти три десятка жизни нашей страны, при капитализме эти понятия не пересекаются.
Немного истории.
В СССР, при социализме, за всё отвечало и всем управляло государство. Оно искало компромисс выстраивая управление предприятиями так, чтобы и работники не бедствовали, и население без работы не оставалось, и чтобы продукция выпускалась, и чтобы издержки снижались, и чтобы прибыль какая-никакая была.
Но вот грянул капитализм, пришли в экономику «Егор и его команда» и прочие младореформаторы и заявили: «Предприятиями может эффективно управлять только хозяин!». Как будто государство хозяином не являлось. И начался разгул приватизации. Хватали все, кто мог ухватить и всё, что можно было ухватить: нефть на корню, промышленные предприятия, поезда, пароходы, самолёты и прочее, и прочее. А когда уже всё ухватили, вдруг увидели, что всё, что ухватили денег в карман не приносит, потому как всем надо грамотно управлять. А вот с этим-то у новых хозяев как раз проблемы. Потому что в недалёком прошлом большинство из них оказались бывшими партийными и комсомольскими функционерами и чиновниками разных степеней, которые тяжелей ручки и бумажек в жизни ничего не поднимали и не видели, а уж о производстве имели представление только из новостей да фильмов художественных.
И решили тогда новые хозяева: «А зачем нам самим управлять? Наймем работника, назовём его красиво по иностранному менеджером и будет он нам деньги мешками в карман сыпать». Но промашка вышла. Наёмные менеджеры оказались всего двух видов: честные и не честные. Честные — это те, кто предприятия старался поднять, модернизировать, работникам зарплату достойную обеспечить и продукции побольше выпустить и прибыль в карман хозяину принести. А нечестные старались хозяина кинуть и себе в карман как можно больше положить. В результате ни те, ни другие новым хозяевам прибыль, чтобы как в торговле/перепродаже в 1000%, обеспечить не могли. Честные потому, что часть прибыли пускали на развитие и поощрение работников, а нечестные — тупо воровали. Итогом такого управления стало то, что многие предприятия просто обанкротились, а те, что остались на плаву, желаемой прибыли хозяевам не приносили.
К тому времени расплодились в стране, как грибы, всевозможные банки и финансовые конторы. Наступил в государстве кредитный рай. Рай-то он рай, но не для всех, а только для банкиров. Потому, как проценты за кредиты такие, что вылезти из кредитной кабалы практически нет никакой возможности. И стали предприятия потихоньку-помаленьку переходить из рук приватизаторов в руки банкиров и финансистов. Где просто за долги, а те что ещё как-то функционировали и хоть какую-то прибыль приносили, те просто покупались по дешёвке, потому как бывшие функционеры и чиновники даже не представляли о реальной стоимости приватизированного ими добра.
Только вот все эти банкиры-финансисты сами производством управлять тоже не умели. Да и не хотели, всё-же деньги считать и производством управлять, вещи совершенно разные. А значит опять пришлось наёмных управляющих брать. И придумали очередные хозяева нового менеджера — эффективного. А назначать ими стали исключительно тех, кто в деньгах разбирался — экономистов-финансистов, и по возможности тех, кто гранит экономики уже при капитализме грыз. Наступила новая эра.
Эра эффективного менеджмента.
Задачи, поставленные хозяевами перед новыми управляющими поставлены были простые:
- расходы сократить;
- доходы увеличить;
- сделать это так, чтобы государство, озаботившееся к этому времени падением промышленного производства, сильно не гнобило хозяев.
Как и что при этом будет делать новый менеджер — хозяину плевать. Ну, а поскольку, как сказано выше, новыми эффективными менеджерами оказались экономисты-финансисты, которые так же как и новые хозяева о производстве только на лекциях слышали в институтах, где их больше учили финансовым потокам, да деньги считать, то и к решению поставленных перед ними задач они приступили как финансисты-экономисты.
Итак, задачи № 1 и №2 — сократить расходы и увеличит доходы хозяина. Решаются разными путями, но для эффективного менеджера существует только три, поскольку все остальные как правило изначально затратные и могут сократить затраты лишь по истечению длительного периода. Что же за три пути остаются?
Первый — прекратить все работы, направленные на модернизацию автоматизацию и развитие производства. Естественно, первое, что попадает «под нож» эффективного менеджера — это программы по развитию, автоматизации, модернизации и обновления производства. Да, для предприятия это смерть. Смерть хоть и мучительная, но довольно долгая, через годы. К тому времени эффективный менеджер будет уже «эффективно» управлять каким-либо другим предприятием. Зато хозяин сразу же получит существенную (хоть и разовую) прибавку к своей прибыли. А о смерти своей собственности он все равно узнает лишь через несколько лет.
Второй - сокращение затрат на комплектующие и материалы. Эффективный менеджер просто начинает покупать не понятно где, не понятно у кого и не понятно какие, но дешёвые материалы и комплектующие. Путь опять таки приносящий хозяину дополнительную прибыль фактически сразу. Конечно опасно, но вскроется это только если самолёт упадет, ракета не полетит, пароход утонет, поезд с рельс сойдёт, дом какой обрушится, ну и тому подобное. Да и то не всегда, а только если люди погибнут и доказать смогут почему.
Третий путь — сокращение фонда оплаты труда работников. Поскольку по закону уменьшить зарплату просто так работнику нельзя, то эффективный менеджер использует свои методы. Один из них сокращение. При сокращении не только можно уволить часть работающих, но и уменьшить зарплату остающимся. Делается это просто и «красиво». Вместе с сокращением объявляется реорганизация предприятия, ну или наоборот, сначала реорганизация, а затем сокращение. Некоторые должности сокращаются, а некоторые подразделения и службы сливаются либо просто переименовываются. Так же переименовываются и старые должности, а новым уже назначаются меньшие оклады. Всё вроде по закону, а весь освободившийся ФОТ — в карман хозяину.
Конечно, путь этот не без изъянов и для мелких предприятий, которые производят быстро что-то поставляемое ежедневно, не очень подходит, поскольку из-за недостатка работников начнутся срывы заказов и тут уж не до прибылей. Но для крупных предприятий, с большими и длительными заказами, вполне приемлемый, поскольку можно протянуть не только несколько месяцев, но даже несколько лет, пока обнаружится, что предприятие не в состоянии выполнить заказ. Главное требовать авансы и хоть что-то производить оставшимися работниками.
Как видно, решения задачи № 1, решают и задачу № 2. Но для второй задачи у эффективных менеджеров существуют и еще несколько решений. Например, можно набрать заказов, а главное авансов по долгосрочным работам, которые не будут выполнены в срок, но к тому времени менеджер уже успеет перейти работать на другую работу. Или отмыть чужие деньги, это когда заключается договор, который выполняться не будет, но заказчик платит немалые деньги, подписываются все акты и бумаги о выполненной работе, а сумма договора делиться между заказчиком, менеджером и хозяином.
Решение третьей задачи, защиты от посягательств государства, на мой взгляд, самая любимая игра эффективного менеджера. Поскольку связано это с тем, что он осваивал 5 лет в Российских вузах и в чём плавает как рыба в воде. Озаботившись падением производства высокие государственные чины придумали кучу показателей, основанных на среднем числе.
Например, есть такой показатель как средняя зарплата по отрасли. Если средняя зарплата на вашем предприятии ниже средней по отрасли, то очень велика вероятность, что вскоре к вам придут с проверками инспекция по труду, прокуратура и налоговая. А оно вам надо?
Если вы думаете, что эффективный менеджер будет поднимать зарплату работников, чтобы поднять среднюю по предприятию, то вы наивный чукотский мальчик. Потому, что для поднятия средней зарплаты на крупном предприятии нужны большие деньги, а хозяин его не для того поставил. Зато уволив кучу работников с низкой зарплатой можно сильно увеличить среднюю. В качестве примера:
У вас есть три работника. Один получает (утрировано) 3 тыр., второй — 2 тыр, третий — 1 тыр. Понятно, что их средняя зарплата равна 2 тыр. Сократите 1-ого, средняя упадет до 1,5 тыр. Сократите 2-ого, средняя не измениться. А вот если сократите 3-его, средняя возрастёт до 2,5 тыр.. Вот такая арифметика.
Вот пожалуй это и есть самые простые и основные приёмы того, что называется у нас в стране эффективным менеджментом.
Конечно, перефразировав знаменитую фразу из кинофильма «Праздник святого Иоргена», можно сказать что: «Главное в профессии эффективного менеджера, как впрочем и в профессии вора — вовремя смыться». Но тут уж беспокоиться особо не стоит. Эффективный менеджер — профессия очень высокооплачиваемая и хозяин, получивший моментальный желаемый им эффект в виде солидного увеличения прибыли постарается через полгода — год перевести его для «подъема» другого своего предприятия. На худой конец, прекрасно зная о финале своей работы можно вовремя уволиться с хорошими рекомендациями. А плоды твоих трудов будут пожинать уже новые менеджеры, они за всё и ответят поскольку это уже при них развалиться и умрёт предприятие.