Найти тему
Скобария

Блогер о псковском туризме. Открытое письмо

От автора: нам пишут, конечно, письма в редакцию. Но это, в основном, жалобы. А это письмо мы не смогли не опубликовать, потому что это не жалоба. Это – предложение о том, как сделать жизнь в Псковской области лучше. И написал его Никита Маевский, турист, который побывал в Пскове, и не смог уехать равнодушным.

«Уважаемые псковичи!

В этом году я впервые приехал в Псков. Посетил Изборск, Порхов и Печоры, Две недели провел в Пскове. И как раз так получилось, что мне нужно улетать к себе домой, и я не смогу встретить в древнем городе осень, преподаю в Москве краеведение с первых дней учебного года.

Больше всего меня впечатлила даже не потрясающая природа, не блюда и не люди, которые очень сильно отличаются от москвичей – недоверчивые и более замкнутые, но такие интересные, когда раскрываются. Мне повезло пообщаться с несколькими участниками Команды 2018, команды, которую создал глава региона Михаил Ведерников, и я увез этот опыт с собой. 

Псковская кокорина — сказочные кокурки.
Псковская кокорина — сказочные кокурки.

Через информацию о команде я вышел на предвыборную программу Ведерникова, который будет избираться в губернаторы. Первая программа, от которой не было скучно: все по делу. Даже если он не победит, мне бы хотелось, чтобы его программу подхватил любой другой победитель. Как специалист в области туриндустрии, я знаю, что только благодаря десятку энтузиастов туристическая область в регионе не погибла. И это очевидно. 

Туризм косвенно поддерживают библиотеки – но только у Ведерникова хватило сил заключить договор с Книжным союзом и ЭКСМО. Туризм поддерживают бренды – но только в команде 2018 я увидел зачатки системной поддержки и развития этих брендов. Туризм развивают маршруты. И инфраструктура, которой в Пскове почти нет.
Туризм косвенно поддерживают библиотеки – но только у Ведерникова хватило сил заключить договор с Книжным союзом и ЭКСМО. Туризм поддерживают бренды – но только в команде 2018 я увидел зачатки системной поддержки и развития этих брендов. Туризм развивают маршруты. И инфраструктура, которой в Пскове почти нет.
Туалет в псковском Кроме
Туалет в псковском Кроме

Я читал сообщения о том, что на Ганзейские Дни все места забронированы под участников, и косвенно мне это подтвердили. Я знаю, что на Дне города несколько молодежных коллективов не смогли выступить, потому что им не нашлось места. На один это так подействовало, что он распался. Уже после моего отъезда приезжал министр культуры и учинил «избиение младенцев» в комитете культуры Псковской области. И это побудило меня написать следующее. А потом я прочитал вот это:

«Псков - уникальное место. Здесь никто ничего делать не хочет», - такое мнение в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) высказал кинорежиссер, художественный руководитель Псковского драмтеатра Дмитрий Месхиев. Он подверг резкой критике политику региональных и особенно городских и властей в области культуры. Он отметил, что все годы, что работал в Псковской области, жил в постоянной борьбе. «С руководством города ничего невозможно сделать, в городе делается все, чтобы ничего в сфере культуры и туризма не развивалось. Не работают туристические институты, не выделяются деньги на развитие туризма», - сказал Дмитрий Месхиев.

Он напомнил, как несколько лет просил помощи в создании парка кованых скульптур на набережной реки Великой в Пскове, как заручился поддержкой псковских кузнецов и лично Евгения Вагина, но проект так и не был реализован из-за отсутствия финансирования.

«Туристам в Пскове нечего делать. Здесь нет малых форм, нет мест, где туристам было бы интересно побывать», - уверен Дмитрий Месхиев.

Также он отметил, что бизнес в развитии культуры и туризма в регионе участвует очень неохотно. «Псковский бизнес жаден. Кроме того, здесь нет моды на культуру», - добавил режиссер».

-4

Я глубоко уважаю Дмитрия Месхиева как творца, но он здесь и прав, и неправ. Прав в том, что Псков – пуст с туристической точки зрения. И неправ в том, что здесь никто ничего не хочет делать. По своему опыту знаю, что сдвинуть туризм с мертвой точки практически нельзя. Это очень сложно. Люди хотят делать, они пишут проекты и готовы не спать ночами. Но им не хватает денег, а бизнес не хочет их поддерживать, потому что это долгосрочные капиталовложения, которые могут окупиться, а могут и нет. В этих условиях бизнес принуждают к сотрудничеству власти, уговаривать бизнесменов – бесполезно, кроме тех, кто настолько умен и дальновиден, что сам развивает туризм. До Михаила Ведерникова об этом никто не думал, о таком синтезе власти, культуры и бизнеса, или думал, но не делал.

Но сейчас с новым командным проектом, с волной молодых волонтеров глава области совершенно открыто делает ставку на туризм. Потому что все проекты, которые я увидел на сайте, делают из Псковской области территорию праздника, постоянных соревнований и фестивалей. В какой-то статье я читал, что Венеция пошла по такому пути – и это писал псковский журналист, предлагая принять себе итальянский опыт. Туристы едут еще и за образованием, не институтским,а прикладным: этого в Пскове еще мало, но на площадке той же Команды 2018 уже начались обучения для желающих освоить что-то новое.

Открытый студенческий театр ПсковГУ «Ахтеатр»
Открытый студенческий театр ПсковГУ «Ахтеатр»

Независимо от подсистемы культуры и тематических блоков, разговор всегда выходит на проблемы туризма, экскурса деятельности, эффективного использования памятников архитектуры и подготовке к Ганзейским дням.

Я бы хотел предложить учесть некоторые моменты при составлении стратегии развития туризма в Псковской области:

- если Михаил Ведерников так широко открыл двери для активных людей Псковской области, надо этим пользоваться и в туризме. Есть много сфер, в которых классические специалисты ничего не понимают, и даже не знают об их существовании, а в других странах на этих темах строятся целые индустрии;

- нельзя отстранять от обсуждения туристических идей и маршрутов простых людей, они часто знают больше краеведов;

- в Псковской области слабо развита систематизация: каждый владеет своим маленьким кусочком информации и не собирается делиться;

- опыт показывает, что для успеха нужна не только команда, но и проектная работа. Чиновники не привыкли работать со строгими графиками реализации проекта, релизами – их работа растягивается на долгие годы и нет критериев оценки;

- нет экспертного сообщества, куда могли бы приходить люди, считающие себя экспертами, со своими идеями. Дискуссионный клуб существует только для молодежи, но почему бы не сделать туристический, ганзейский дискуссионный клуб?

И еще: если читать основные информационные ресурсы Псковской области, складывается ощущение, что все ужасно и плохо. Ни один турист не поедет в регион, если сами жители его пишут о нем негативно. Насколько я понял, в Псковской области также нет и стратегии развития средств массовой информации, и все в этой сфере идет по «дикому пути»: что выросло, то выросло. А ведь формирование положительного образа, насыщение статей полезными фактами, а не отчетами о ДТП, это самая лучшая реклама, которую только можно придумать.

-6

Я собираюсь снова приехать в Псков весной, и надеюсь, что мои пожелания будут услышаны. И я желаю во всем успеха Михаилу Ведерникову – он не только говорит, как надо делать, но и меньше, чем за год, сделал для псковского туризма больше, чем за последние, наверное, лет пять делали до него. 

В Пскове не хватает литературы о городе. Пскову не хватает узнаваемости среди других старинных городов. Легенды Пскова не известны в России. Все это – титанический труд, который все равно придется сделать, чтобы туризм в Псковской области стал не обузой, а ресурсом.

Никита Маевский, Москва

Фото из открытых источников

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции