Тестостерон: мужская агрессия, женская сексуальность, экономическое поведение и холестерин.
В одном из репостов недавно развернулась дискуссия по поводу того, что лидерство – это не только серотонин, а серотонин – это не только лидерство. Что есть же ещё дофамин и тестостерон и много чего ещё. Плюс был запрос про тестостерон в комментариях, поэтому, как говорится, концерт по заявкам.
Очень интересно посмотреть, откуда берётся тестостерон. И вообще, что такое «стерон»? Что такое стероиды? Особо наблюдательные читатели заметили, что в адресе телеграм-канала присутствует слово «циклопентанпергидрофенантрен». По беззапиночному произношению этого слова можно определить медика или биохимика. Это вещество по-другому называется гонан или стеран. Поэтому производные от него гормоны и называются стероидами.
А это: прогестерон, эстрон и эстриол (женские половые), тестостерон и андростендион (мужские половые), стрессовый кортизол и антистрессовый дегидроэпиандростерон (ДЭА из поста про стресс). Это форменный свингер-клуб: здесь все со всеми пересекаются. Посмотрите схему стероидогенеза во вложении, и убедитесь сами.
Основной женский гормон эстриол вполне себе получается из тестостерона. Который, в свою очередь, получается из прогестерона, который отвечает за то, чтобы состоялась беременность. И из чего бы вы думали получаются ВСЕ эти гормоны? Из холестерина! Потому что он (пам-пам!) ... стероид! В следующий раз подумайте, прежде чем поддаться истерии про холестерин на упаковке.
Вернёмся к тестостерону. Традиционно он считается гормоном мужским, но и в женском поведении он играет важную роль. В частности, у женщин тестостерон отвечает за сексуальное влечение. Нас же сегодня будет интересовать тема тестостерона и мужской агрессии. Особенно в связке с такой вещью как статус в социуме, то есть иерархии. Тут где-то лидерство пробегало мимо вместе с серотонином. Есть три гипотезы.
Первая – что высокий уровень тестостерона неизбирательно повышает агрессию. Смех без причины – признак дурачины, а агрессия – тестостерона. Это убеждение родом из исследования, в котором у заключённых с высоким уровнем тестостерона было больше случаев нарушения тюремного режима, связанного с насилием.
Вторая гипотез гласит, что тестостерон способствует агрессии только в том случае, если мужчина чувствует угрозу своему социальному статусу. Например, кто-то активно претендует на его даму сердца. И в этом случае он будет более агрессивен, чем мужчина с меньшим уровнем андрогенов. В остальное время – брутальный душка.
Третья гипотеза состоит в том, что тестостерон может склонять мужчину не только к агрессии, но и к благородным поступкам, если это приведёт к укреплению его социального статуса. Например, мужское благородство растёт в присутствии прекрасных дам.
Что самое печальное, достоверных исследований именно на людях по этой теме мало. Одна группа исследователей решила заполнить этот пробел оригинальной работой, которая чудо как хороша.
Статья опубликована в 2016 году в журнале «Proceeding of the National Academy of Sciences», выпускаемом Академией наук США. Она примечательна, во-первых, коллективом авторов. Это биологи, социологи, нейроэкономисты, эндокринологи из США, Ирландии, Франции, Германии и Дании. А для того, чтобы вы ощутили всю глубину моего почтения к этому исследованию, скажу, что оно двойное слепое и плацебо-контролируемое. «Штаааа?!», - скажут многие. Объясняю, тут всё интересно.
Итак. В клинических исследованиях есть два фактора, которые могут сильно повлиять на результат: убеждённость пациента и убеждённость врача. Первое приводит к эффекту плацебо, когда психосоматика искажает результаты, второе – к возможным подтасовкам со стороны испытателя, в том числе неосознанным.
Чтобы минимизировать плацебо-эффект, можно разбить испытуемых на две группы, и одной давать препарат, второй – плацебо, а пациенту не сообщать, что ему вводят. Это называется слепое (пациент не знает) и плацебо-контролируемое (есть контрольная группа на плацебо).
А вот если сделано так, что исследователь тоже не знает, что он вводит, то исследование - двойное слепое. Шах и мат халявному диссеру и продажным исследователям. Это сложно и методологически, и технически. Даже плацебо не должно отличаться от препарата ни по цвету, ни по консистенции, вообще никак. Иначе исследователь спалит, что он вводит. Поэтому даже купить нужное плацебо – это отдельная головная боль.
Так вот, это исследование двойное слепое, плацебо-контролируемое. Две группы, одной из которых вводили тестостерон, а второй – плацебо. Испытуемые играли в модификацию игры «Ультиматум». Это одна из классических экономических игр, почитать можно тут: https://goo.gl/wWibRr . Если вкратце, то суть «Ультиматума» в том, что два игрока делят 10 евро. Первый, борясь с жабой, аки француз, предлагает второму игроку какую-то часть из этих 10 евро. Если второй принимает это предложение, то все получают, как договорились. Если отвергает – оба помирают от жабьей асфиксии, то есть не получают ничего.
В эксперименте испытуемые были всегда в роли «отвечающего». Но была добавлена опция поощрить или наказать обидчика за счёт своих денег. Или не делать ничего. Например, человеку предложили только два евро из десяти. Он принимает предложение, чтобы заработать хоть что-то. Но негодует и отдаёт свои два евро, чтобы наказать обидчика. В итоге сам – с нулём, зато супостат заработает не 8, а 6 евро. Но может и поощрить щедрое предложение, опять же из своего кармана.
Опытные антикоррупционеры могут заметить, что тут возможен «подкуп» первого игрока поощрениями, чтобы он делал более щедрые предложения. Не спешите звонить в ФСБ и писать в ФБК. Учёные предусмотрели антиоткат. На самом деле, все ходы первого игрока были сделаны заранее, до эксперимента, на них повлиять никак нельзя. И испытуемым даже сообщили об этом. То есть с точки зрения рационального поведения, чтобы максимизировать выигрыш, нужно просто принимать любое предложение и не заморачиваться на месть и благодарность. Но это же люди!
Если тестостерон стимулирует неизбирательную агрессию, то в результате мы бы увидели много отказов назло несуществующему оппоненту, зашкаливающие цифры «наказаний» и малый размер «чаевых» в ответ на щедрые предложения. Впухают все. Если тестостерон стимулирует агрессию только в ответ на угрозу статусу, то в результате мы бы увидели увеличенные «наказания» без увеличения или уменьшения наград. Пострадают только те, кто лезут на рожон, а на остальных пофигу.
По факту результат был следующий. В тестостероновой группе при получении «невежливых» предложений была достоверно большая склонность к наказанию рублём по сравнению с группой плацебо. Если же предложение было приятным, то и гешефт в повышенном размере в не заставлял себя ждать. Что и требовалось доказать: ̶г̶у̶с̶а̶р̶ы̶ ̶д̶е̶н̶е̶г̶ ̶н̶е̶ ̶б̶е̶р̶у̶т̶ тестостерон способствует проявлению агрессии или щедрости в зависимости от контекста.
Серотонин позволяет шлифовать образ действий, диктуемый тестостероном. Серотонин способен сдвинуть фокус внимания лидера с себя и собственного статуса на ответственность за людей в своей команде. Как понять, что перед вами руководитель, который сфокусирован на себе? Карать неугодных и одаривать проявляющих уважение: формула феодального тестостеронового менеджмента. Узнаёте кого-то?