Найти в Дзене

А. КАЛАЧЕВ: «Перспективы строительства «Северного потока-2» сейчас не вызывают озабоченности»

«Северный поток-2» («СП-2») остается объектом серьезного политического и экономического конфликта. Если северные и центральные страны Европы преимущественно выступают за реализацию этого проекта, то США и восточноевропейские государства настаивают на том, что это сугубо политический вопрос и на том, что строительство «СП-2» приведет к доминированию России на европейском газовом рынке. Насколько реализуем в сложившихся условиях данный проект, есть ли вероятность того, что европейские компании откажутся от участия в нем под нажимом США? Какую роль во всем этом будет играть Украина и может ли Китай заменить европейские страны в качестве главного импортера российского газа? На эти и другие ответил Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей КАЛАЧЕВ.

NBJ: Алексей, если говорить о «газовых потоках», то как вы оцениваете перспективы реализации проектов «СП-2» и «Турецкого потока»? Какой из них, по вашему мнению, является наиболее перспективным?

А. КАЛАЧЕВ: Эти проекты сильно различаются по объемам и значению. Перспективы строительства «Северного потока-2» мощностью 55 млрд куб. метров в год сейчас, после того как получены практически все необходимые согласования (в крайнем случае без согласия Дании можно обойтись, чуть изменив конфигурацию трубы), не вызывают озабоченности. Если не будут приняты какие-то совсем уж драконовские санкции против участников проекта, вероятность чего мы оцениваем невысоко, то газопровод имеет все шансы быть введенным в строй в заявленные сроки.

По первой нитке «Турецкого потока» мощностью 15,75 млрд куб. метров, газ из которой предназначен для потребления Турции, проблем еще меньше, этому уже никто не сможет помешать. Иначе обстоит дело со второй ниткой этого потока такой же мощностью, предназначенной для юга Европы. Ее конечная точка, к которой будут подключаться европейские потребители, как я понимаю, еще окончательно не определена, и соответствующие согласования с европейскими странами не получены, хотя морская часть трубопровода уже проложена и началась прокладка сухопутной части. В этом смысле проект несет определенные риски оказаться незавершенным.