В этом материале мы рассмотрим основные виды доходов футбольных клубов. В идеальных условиях они должны составлять примерно равные части, но мы убедимся, что в реальности идеальные условия встречаются редко.
В произвольном порядке, а не по значимости.
1. Доходы в день матча (Matchday)
Исторически – главный заработок футбольных клубов. Сейчас – один из многих. Доходы в день матча поступают от продажи билетов и абонементов. Но не только: мерчендайзинг и кейтеринг тоже дают прибыль.
Сколько это денег?
Например, в среднем сезонный абонемент на лондонский «Арсенал» (самый дорогой в мире) в этом сезоне подешевел, и теперь стоит 1000 евро (900 евро). Два года назад он стоил 1300 евро. Среднее количество сезонных абонементов, которое продаёт клуб – около 45 000. Остальные места на матчи продаются непосредственно перед матчем. Самые дешевые билеты стоят 30 евро, самые дорогие – 105 евро.
Выручка с продажи билетов – очевидный, но не единственный источник дохода в Matchday. Еда, которая продаётся на стадионе во время матча, приносит доход клубу. Футболки, шарфы и прочая символика, купленная в официальном магазине на территории стадиона приносит доход клубу.
Суммарный доход «Арсенала» в сезоне 2016-17 в день матча составил 116 млн евро. Доход «Сатугемптона» за тот же период – 27 млн евро. «Эвертона» - 17 млн евро. «Тоттенхэма» - 55 млн евро (клуб в этом сезоне переезжает на новый стадион). «Ювентуса» - 55 млн евро. «ПСЖ» - 78 млн евро. «Реала» и «Барселона» - по 137 млн евро. «Атлетико» - 41 млн евро. «Интера» - 28 млн евро, «Наполи» - 20 млн евро. Итальянские стадионы – действительно большая проблема. Президенту «Наполи» Де Лаурентису стыдно играть в Неаполе на родном стадионе в Лиге чемпионов, но кроме того, что это стыдно, это еще и лишает клубов денег: стадионы в Италии не становятся местом проведения досуга, как в других странах.
Кстати, «Ювентус» несколько построил себе собственный стадион и, возможно, поторопился. С тех пор клуб вышел на новый уровень узнаваемости и вместимости «Альянц-Стэдиум» (41 000 зрителей) просто недостаточно.
2. Доходы от телетрансляций
Права продаются в стране, где играет клуб, и в другие страны. Главное коммерческое событие европейского футбола последних лет – контракт АПЛ с британскими телекомпаниями, который действует с 2016 по 2019. Его суммарная стоимость – 5,5 млрд евро (11 млн евро в среднем за матч) за все три года. Новый контракт, который будет действовать с 2019 по 2022 год, уже заключен. Он чуть меньше: 5 млрд евро (стоимость одного матча – чуть меньше 10 млн евро). Зарубежные контракты приносят еще примерно один миллиард евро в год.
В Италии в данный момент действует соглашение, по которому клубы Серии А суммарно получают 950 млн евро за сезон. Но с заключением нового контракта возникли проблемы, у итальянских Mediaset и RAI не нашлось денег на полный пакет, в итоге, права на показ матчей в Италии купила испанская компания Mediapro. В Испании сейчас последний сезон, который стоит 1,1 млрд евро, со следующего сезона вступает в силу новый контракт: 1,3 млрд евро за сезон + еще приблизительно миллиард от зарубежных контрактов. Контракт Бундеслиги приносит клубам 650 млн евро дохода за сезон.
Сколько это денег?
«Эвертон» заработал в сезоне 2016-17 почти 130 млн евро на телеправах. Все остальные источники дохода принесли клубу меньше 90 млн евро, что дает представление о зависимости клубов АПЛ от нового телеконтракта. АПЛ распределяет доходы от телетрансляций более-менее равномерно. Доход «Ман Сити» за тот же период – 236 млн евро (наибольший среди всех клубов АПЛ). Доход «Манчестер Юнайтед» - 225 млн евро. Доход «Реала» - 236 млн евро (это связано с продажей прав на трансляции Лиги чемпионов, которую клуб выиграл). Доход «Барселоны» - 214 млн евро. Доход «Ювентуса» - 233 млн евро (за счет неравномерного распределения денег с телеконтракта в Италии и участия в ЛЧ – об этом ниже). Доход «Интера» - 103 млн евро. Доход «Баварии» - 147 млн евро. Доход «Боруссии» - 125 млн евро.
3. Коммерческие доходы
Сюда входят средства, которые дает технический спонсор (производитель формы: Nike, Adidas, Under Armour и так далее). Средства которые дает главный спонсор (название на футболе: Fly Emirates, Chevrolet, Rakuten, Jeep, Pirelli и так далее). Средства, которые приносят все остальные виды коммерческого партнерства (например, в 2016 году «ПСЖ» заключил контракт с государственной туристической компанией Катара – Qatar Tourism Authority на 175 млн евро. Локальные партнёры «Ювентуса» в своих странах – Cervesa Tecate, Bank of Azerbaijan).
Сколько это денег?
Разброс огромный. Доход от коммерческих сделок зависит от компетентности клуба (в частности, маркетингового отдела), его популярности и спортивных результатов.
В сезоне 2016-17 «Бавария» заработала на коммерческих соглашениях 343 млн евро (больше всех). «МЮ» - 325 млн евро. «Реал» - 300 млн евро. «Барселона» - 296 млн евро. «ПСЖ» - 275 млн евро. «Боруссия» - 148 млн евро. Для сравнения: «Ювентус» - 115 млн евро. «Наполи» - 34 млн евро. «Атлетико» - 70 млн евро. «Интер», после того, как клуб купили китайцы, нарастил коммерческую активность и даже без улучшения спортивных результатов получил наибольший в Италии доход от коммерческих сделок – 130 млн евро.
Вот как выглядит структура коммерческих доходов на примере «Барселоны» в сезоне 2017-18.
Nike (технический спонсор) – 100 млн евро
Rakuten (спонсор на футболке) – 60 млн евро
Beko (спонсор на рукаве и тренировочной форме) – 20 млн евро
Главные партнеры – Gillette, Konami, Caixa Bank
Официальные партнеры – Audi, Oppo, Gatorade, Betfair, Nesquik
Региональные партнеры – Scotia Bank, Saigon-Hanoi Bank, Big Cola, SC Lubricants, Coca Cola Iberia
«Барселона» не продает название своего стадиона, но это тоже потенциальный источник дохода. Стадион «Ювентуса» называет «Альянц-Стэдиум» до 2023 года, клуб за это получил 75 млн евро.
4. Призовые выплаты от УЕФА за участие в еврокубках
Этот доход – бонус, за который клубам стоит бороться. Минимальная сумма, которую заработает участник Лиги чемпионов (если проиграет все матчи) – 13 млн евро. Каждый участник Лиги Европы получит как минимум 2,6 млн евро (если проиграет все матчи). Три победы на групповом этапе ЛЕ принесут еще миллион. Одна победа в группе в ЛЧ принесет 2,7 млн евро.
Сколько это денег?
Победа «Манчестер Юнайтед» в Лиге Европы принесла клубу 44 млн евро призовых. Благодаря этим деньгам в сезоне 2016-17 клуб удержал первое место в рейтинге Deloitte по суммарным доходам (676 млн евро). Кстати, такие большие выплаты в Лиге Европы – исключение.
«МЮ» получил столько, потому что призовые средства распределяются не только фиксированными выплатами за результат, но и дополнительными бонусами, которые достаются клубам в зависимости от телевизионного рынка их страны. Если бы Лигу Европы выиграл бы «Аякс», он заработал бы меньше.
По той же причине «Ювентус» суммарно заработал в Лиге чемпионов 107 млн в сезоне 2016-17. Права на телетрансляции в ЛЧ также распределяются между командами, как и в случае с национальными чемпионатами. Другие итальянские клубы рано вылетели из турнира, и «Ювентус» получил почти всю итальянскую квоту. Победитель ЛЧ, «Реал», получил больше фиксированных призовых за победу в ЛЧ, но суммарно заработал на турнире меньше, так как испанские клубы дольше оставались в плей-офф, и деньгами за телеправа на ЛЧ пришлось делиться с ними.
Что еще надо знать
У клубов АПЛ крайне несбалансированный источник доходов. Клубы зависят от телеконтракта более, чем на 50%. Некоторые – на 75% («Эвертон», «Саутгемптон», «Лестер»).
Доходы от Matchday в целом теряют свою важность. Топ-5 клубов по доходам в день матча: «Барселона», «Реал», «МЮ», «Арсенал», «Бавария». У «Барселоны», «Реала», «Арсенала» доходы от Matchday составляют более 20% от общей суммы у «МЮ» - 18%, у «Баварии» - 16%.
Коммерческая деятельность может компенсировать нехватку других доходов. «Бавария» компенсирует относительно недорогой телеконтракт Бундеслиги коммерческими сделками. Они приносят клубу 58% дохода.
В работе над материалом использованы данные Deloitte, Forbes, Statista, TotalSportek, CalcioeFinanza.
Подписывайтесь на мой телеграм «Диего Симеонович»