Найти тему
Кирилл Хаит

Как зарабатывают футбольные клубы. Цифры и примеры

В этом материале мы рассмотрим основные виды доходов футбольных клубов. В идеальных условиях они должны составлять примерно равные части, но мы убедимся, что в реальности идеальные условия встречаются редко.

В произвольном порядке, а не по значимости.

1. Доходы в день матча (Matchday)

Исторически – главный заработок футбольных клубов. Сейчас – один из многих. Доходы в день матча поступают от продажи билетов и абонементов. Но не только: мерчендайзинг и кейтеринг тоже дают прибыль.

Сколько это денег?

Например, в среднем сезонный абонемент на лондонский «Арсенал» (самый дорогой в мире) в этом сезоне подешевел, и теперь стоит 1000 евро (900 евро). Два года назад он стоил 1300 евро. Среднее количество сезонных абонементов, которое продаёт клуб – около 45 000. Остальные места на матчи продаются непосредственно перед матчем. Самые дешевые билеты стоят 30 евро, самые дорогие – 105 евро.

Ценовая политика клуба начала вызывать протест у болельщиков уже несколько лет назад. Но с тех пор цены выросли еще больше.
Ценовая политика клуба начала вызывать протест у болельщиков уже несколько лет назад. Но с тех пор цены выросли еще больше.

Выручка с продажи билетов – очевидный, но не единственный источник дохода в Matchday. Еда, которая продаётся на стадионе во время матча, приносит доход клубу. Футболки, шарфы и прочая символика, купленная в официальном магазине на территории стадиона приносит доход клубу.

Суммарный доход «Арсенала» в сезоне 2016-17 в день матча составил 116 млн евро. Доход «Сатугемптона» за тот же период – 27 млн евро. «Эвертона» - 17 млн евро. «Тоттенхэма» - 55 млн евро (клуб в этом сезоне переезжает на новый стадион). «Ювентуса» - 55 млн евро. «ПСЖ» - 78 млн евро. «Реала» и «Барселона» - по 137 млн евро. «Атлетико» - 41 млн евро. «Интера» - 28 млн евро, «Наполи» - 20 млн евро. Итальянские стадионы – действительно большая проблема. Президенту «Наполи» Де Лаурентису стыдно играть в Неаполе на родном стадионе в Лиге чемпионов, но кроме того, что это стыдно, это еще и лишает клубов денег: стадионы в Италии не становятся местом проведения досуга, как в других странах.

Кстати, «Ювентус» несколько построил себе собственный стадион и, возможно, поторопился. С тех пор клуб вышел на новый уровень узнаваемости и вместимости «Альянц-Стэдиум» (41 000 зрителей) просто недостаточно.

2. Доходы от телетрансляций

Права продаются в стране, где играет клуб, и в другие страны. Главное коммерческое событие европейского футбола последних лет – контракт АПЛ с британскими телекомпаниями, который действует с 2016 по 2019. Его суммарная стоимость – 5,5 млрд евро (11 млн евро в среднем за матч) за все три года. Новый контракт, который будет действовать с 2019 по 2022 год, уже заключен. Он чуть меньше: 5 млрд евро (стоимость одного матча – чуть меньше 10 млн евро). Зарубежные контракты приносят еще примерно один миллиард евро в год.

В Италии в данный момент действует соглашение, по которому клубы Серии А суммарно получают 950 млн евро за сезон. Но с заключением нового контракта возникли проблемы, у итальянских Mediaset и RAI не нашлось денег на полный пакет, в итоге, права на показ матчей в Италии купила испанская компания Mediapro. В Испании сейчас последний сезон, который стоит 1,1 млрд евро, со следующего сезона вступает в силу новый контракт: 1,3 млрд евро за сезон + еще приблизительно миллиард от зарубежных контрактов. Контракт Бундеслиги приносит клубам 650 млн евро дохода за сезон.

Сколько это денег?

«Эвертон» заработал в сезоне 2016-17 почти 130 млн евро на телеправах. Все остальные источники дохода принесли клубу меньше 90 млн евро, что дает представление о зависимости клубов АПЛ от нового телеконтракта. АПЛ распределяет доходы от телетрансляций более-менее равномерно. Доход «Ман Сити» за тот же период – 236 млн евро (наибольший среди всех клубов АПЛ). Доход «Манчестер Юнайтед» - 225 млн евро. Доход «Реала» - 236 млн евро (это связано с продажей прав на трансляции Лиги чемпионов, которую клуб выиграл). Доход «Барселоны» - 214 млн евро. Доход «Ювентуса» - 233 млн евро (за счет неравномерного распределения денег с телеконтракта в Италии и участия в ЛЧ – об этом ниже). Доход «Интера» - 103 млн евро. Доход «Баварии» - 147 млн евро. Доход «Боруссии» - 125 млн евро.

3. Коммерческие доходы

Сюда входят средства, которые дает технический спонсор (производитель формы: Nike, Adidas, Under Armour и так далее). Средства которые дает главный спонсор (название на футболе: Fly Emirates, Chevrolet, Rakuten, Jeep, Pirelli и так далее). Средства, которые приносят все остальные виды коммерческого партнерства (например, в 2016 году «ПСЖ» заключил контракт с государственной туристической компанией Катара – Qatar Tourism Authority на 175 млн евро. Локальные партнёры «Ювентуса» в своих странах – Cervesa Tecate, Bank of Azerbaijan).

Сколько это денег?

Разброс огромный. Доход от коммерческих сделок зависит от компетентности клуба (в частности, маркетингового отдела), его популярности и спортивных результатов.

В сезоне 2016-17 «Бавария» заработала на коммерческих соглашениях 343 млн евро (больше всех). «МЮ» - 325 млн евро. «Реал» - 300 млн евро. «Барселона» - 296 млн евро. «ПСЖ» - 275 млн евро. «Боруссия» - 148 млн евро. Для сравнения: «Ювентус» - 115 млн евро. «Наполи» - 34 млн евро. «Атлетико» - 70 млн евро. «Интер», после того, как клуб купили китайцы, нарастил коммерческую активность и даже без улучшения спортивных результатов получил наибольший в Италии доход от коммерческих сделок – 130 млн евро.

Вот как выглядит структура коммерческих доходов на примере «Барселоны» в сезоне 2017-18.

Nike (технический спонсор) – 100 млн евро

Rakuten (спонсор на футболке) – 60 млн евро

Beko (спонсор на рукаве и тренировочной форме) – 20 млн евро

За эту надпись на рукаве клуб получает 20 млн евро за сезон
За эту надпись на рукаве клуб получает 20 млн евро за сезон

Главные партнеры – Gillette, Konami, Caixa Bank

Официальные партнеры – Audi, Oppo, Gatorade, Betfair, Nesquik

Региональные партнеры – Scotia Bank, Saigon-Hanoi Bank, Big Cola, SC Lubricants, Coca Cola Iberia

«Барселона» не продает название своего стадиона, но это тоже потенциальный источник дохода. Стадион «Ювентуса» называет «Альянц-Стэдиум» до 2023 года, клуб за это получил 75 млн евро.

4. Призовые выплаты от УЕФА за участие в еврокубках

Этот доход – бонус, за который клубам стоит бороться. Минимальная сумма, которую заработает участник Лиги чемпионов (если проиграет все матчи) – 13 млн евро. Каждый участник Лиги Европы получит как минимум 2,6 млн евро (если проиграет все матчи). Три победы на групповом этапе ЛЕ принесут еще миллион. Одна победа в группе в ЛЧ принесет 2,7 млн евро.

Сколько это денег?

Победа «Манчестер Юнайтед» в Лиге Европы принесла клубу 44 млн евро призовых. Благодаря этим деньгам в сезоне 2016-17 клуб удержал первое место в рейтинге Deloitte по суммарным доходам (676 млн евро). Кстати, такие большие выплаты в Лиге Европы – исключение.

«МЮ» получил столько, потому что призовые средства распределяются не только фиксированными выплатами за результат, но и дополнительными бонусами, которые достаются клубам в зависимости от телевизионного рынка их страны. Если бы Лигу Европы выиграл бы «Аякс», он заработал бы меньше.

Они только что принесли клубу 44 млн евро
Они только что принесли клубу 44 млн евро

По той же причине «Ювентус» суммарно заработал в Лиге чемпионов 107 млн в сезоне 2016-17. Права на телетрансляции в ЛЧ также распределяются между командами, как и в случае с национальными чемпионатами. Другие итальянские клубы рано вылетели из турнира, и «Ювентус» получил почти всю итальянскую квоту. Победитель ЛЧ, «Реал», получил больше фиксированных призовых за победу в ЛЧ, но суммарно заработал на турнире меньше, так как испанские клубы дольше оставались в плей-офф, и деньгами за телеправа на ЛЧ пришлось делиться с ними.

Что еще надо знать

У клубов АПЛ крайне несбалансированный источник доходов. Клубы зависят от телеконтракта более, чем на 50%. Некоторые – на 75% («Эвертон», «Саутгемптон», «Лестер»).

Доходы от Matchday в целом теряют свою важность. Топ-5 клубов по доходам в день матча: «Барселона», «Реал», «МЮ», «Арсенал», «Бавария». У «Барселоны», «Реала», «Арсенала» доходы от Matchday составляют более 20% от общей суммы у «МЮ» - 18%, у «Баварии» - 16%.

Коммерческая деятельность может компенсировать нехватку других доходов. «Бавария» компенсирует относительно недорогой телеконтракт Бундеслиги коммерческими сделками. Они приносят клубу 58% дохода.

В работе над материалом использованы данные Deloitte, Forbes, Statista, TotalSportek, CalcioeFinanza.

Подписывайтесь на мой телеграм «Диего Симеонович»

-4