Перечитывая некоторые истории про детей и для детей, я стала наталкиваться на некоторую странность. В историях явно присутствовал неоднозначный намек на смерть и потусторонний мир.
Вот, к примеру, "Питер Пэн". Мальчик, который не захотел взрослеть. Попросту мертвый ребенок, который никогда не вырастет. Ну здесь все на поверхности. Да и сам Джеймс Барри неоднократно пояснял, что сказка посвящается его брату, умершему в детстве.
Так вот это потустороннее существо завлекает троих отпрысков из семейки Дарлинг в Нетляндию ("Нетинебудет" - хорошее толкование). И скорее всего это Лимб. Там обитают: русалки (души утопленниц), пираты из XVIII века (действие книжки относится примерно к середине XIX столетия), индейцы (истребленные племена) и души пропавших мальчишек. Феи - скорее всего души нерождённых и некрещеных детей. Питер и сам близок к феям. Коварен, хитер и умеет летать. Имеет заостренные, нечеловечьи уши. Зловещее нечто под именем Питер Пэн забирает душу ребенка, который по его мнению, оказался не нужен своим родителям.
Все более или менее ясно, особенно если почитать "Питер Пэн в Кенсингтонском саду". Ее как-то меньше издают и экранизируют, в отличие от "Питера и Венди", но именно она проливает свет на природу героя. Мальчик прожил с матерью ровно один день, затем улетел (стал бесплотным духом) и поселился в Кенсингтонском саду. Там он отлавливал выпавших из колясок детей (это в основном мальчишки). Некоторые не выживали и Питер копал для них могилки. Э?! Хороша детская сказочка? Когда захотел вернуться, то у матери завелся уже другой ребенок. Засим он отправляется в Нетляндию вместе с похищенными детишками. Воюет там с пиратами, дружит с индейцами и русалками. Живет - не тужит.
А вот вам самый знаменитый, вошедший в перечень мирового литературного наследия - "Маленький принц" Экзюпери. Сказка полна символики: христианской, древнеегипетской, авторской. Цитаты были в активной речи любого советского интеллигента. Но что с самим сюжетом?
Мальчик с далекого астероида оправляется в путешествие на перелетных птицах (впрягает их в упряжку). Перемещается в межзвездном пространстве на птицах? Ok. С астероида на астероид. Добирается до Земли. Приручает Лиса.
Стоп. Здесь поподробнее. Почему именно его, а не собаку, не кота или еще кого-то? Вообще лиса как символ имеет множество толкований, но чаще всего отрицательных. Олицетворение коварства, хитрости и двуличности. Сродни самому Лукавому. И именно с ним задружился наш Небесный Мальчик? Но ведь Лис учит принца верности и дружбе."Мы в ответе за тех, кого приручили". В сказке, похоже, все же символ света и бога солнца Ра (знаю, что кот, но очень уж больше- и остроухий).
Другие странствия по нашей планете не столь интересны. Хронология событий описана не в прямом порядке и принц встречается с автором в самом конце своего путешествия. Думаю, очень сложно отделить самого Антуана и этого мальчика. Истина где-то посередине. Это одновременно и сам автор, и в тоже время вполне отдельная личность.
Для того чтобы вернуться туда откуда он пришел, Звездный Мальчик должен умереть. На помощь ему приходить опять же зашифрованный символ Зла - змей. Тут и христианское, и египетское толкование. И Змей-Искуситель, и Апоп. Умереть, чтобы воскреснуть (в лучшем мире). Не правда ли, очень по-библейски?
А Роза, которая толкуется исследователями творчества писателя как образ жены Экзюпери, импульсивной Консуэлло, Также имеет прохристианские корни. Символизирует страдания и мученичество, а также милосердие и воскрешение. Олицетворяет Страсти Господни. Понятно тогда к чему клонил Экзюпери? Да-да. Именно. За Маленьким принцем прячется сам Спаситель, не иначе. Можете оспорить в комментариях, но такое толкование вполне имеет место.
Вот еще одна сказка с христианским уклоном - "Хроники Нарнии". Подробно останавливаться не буду. Статей по этой теме полно. Но не случайно режиссеры остановились на экранизации лишь трех книг из цикла. Почему? В финале почти все главные герои погибают и возвращаются в Нарнию, символизирующую рай. Вот так вот.
А вот менее очевидный и полузабытый советский фильм "Мио, мой Мио". По сказке шведки Линдгрен. Которая еще "Карлсона" написала. Там никому ненужный мальчик сирота попадает в страну Желанную и воссоединяется там со своим отцом. Не сказано правда, с Земным или Небесным. Но вполне понятно, что ребенок-страдалец попадает в лучший мир.
Про Андерсена я молчу. Там каждый второй погибает. И не всегда это персонаж одушевленный. Самая добрая сказка про девочку со спичками, замерзшую в ночь Рождества. Очень праздничный вертеп. Зато с любящей бабушкой воссоединилась.
Напоследок про наш фольклор. У писателя Одоевского в его цикле "Пестрые сказки" есть такой рассказ "Игоша". Там повествование ведется от некоего барчука, чей "умный" папенька привадил в дом некую сущность. Нежить. Дух некрещеного младенца Игоши. Безрукого и безногого, но очень вредоносного барабашки. Ломает игрушки, бьет посуду. Требует одежду (причем на недостающие конечности). Персонаж родом из дремучих русских поверий. Там нехристианский ребенок (или выкидыш), закопанный не по канону, а за околицей, но чаще под порогом или под домом, (!) становился демонической силой, не дающей покоя живым. Кстати, использован в игре Мир "Ведьмака". Устрашающий монстр, надо сказать.
Знаете, эту сказочку Одоевского моя классная руководительница давала в качестве внеклассного чтения. И даже не зная истинного происхождения сюжета она меня пугала. Теперь, наконец-то, все стало понятно.
Вот так вот. Вникайте в сюжеты сказок и постарайтесь по возможности огородить детей от неподходящего для их психики контента.
Ваши подписка на канал и лайк не обязательны, но очень радуют скромного автора. Попутно улучшая карму канала)