Найти в Дзене
ScandiNews

Золушка в истории коронованных особ

Каарина Маунунтютяр - единственная в истории финская королева

По обе стороны Ботнического залива она воспринимается, как одна из интереснейших фигур истории Швеции.

Она – Золушка в истории коронованных особ, единственный выходец из финского народа, на голову которого была возложена королевская корона.

И хотя она стала женой короля Эрика XIV и обрела официальный статус подле своего супруга, чета не смогла прожить счастливо остаток своей жизни.

Каарина Маунунтютяр пробыла королевой Швеции лишь 87 суток – совсем небольшой отрезок времени из ее жизненного пути длиной в 62 года.

Интерес, проявлявшийся к королеве из крестьян со стороны шведов и финнов, различен.

С точки зрения первых, наиболее интересным является ее происхождение, то, что она стала сначала возлюбленной короля, а затем была коронована, а также то, какую роль она сыграла в судьбе Эрика XIV. В соответствии с общим мнением, Каарина благотворно влияла на неуравновешенный характер супруга. Финны же ценили и любили ее как свою королеву, несколько десятилетий прожившую в Лиуксиала и похороненную в алтаре Тоттов кафедрального собора Турку.

Еще в 1850 г. была написана биография Каарины, Ц. Топелиус своей книгой «Отчизна» сделал ее известной, а Мика Валтари в 1942 г. написал о ней получивший широкую известность художественный роман, основанный на фундаментальных архивных изысканиях.

В происхождении Каарины Маунунтютяр есть целый ряд неясностей. Увлекавшийся астрологией Эрик XIV утверждал, что она родилась в Стокгольме 6 ноября 1550 г.

Ее отцом был простой воин Монс, происхождение которого неизвестно, а мать Ингрид, которая приехала в столицу из провинции Уппланд, происходила из крестьянского сословия.

Это известно из описаний свадьбы и коронации, на которых присутствовали ее дядья по линии матери. Каарина рано лишилась родителей, не сохранилось также и упоминаний о ее сестрах или братьях.

Король Эрик XIV и Каарина Маунунтютяр, предположительно, познакомились в январе 1565 г.

Как сообщается в хронике Юхана Мессениуса, молодой король обратил внимание на девушку, торговавшую на рынке орехами, и пригласил ее в свиту своей сестры Элизабет.

Впоследствии историки высказывали версии о том, что Каарина была певицей и прислуживала у трактирщика Герта Кантора. Писатель Мика Валтари не увидел никакого противоречия между торговлей орехами и жизнью в доме трактирщика.

Возможно, что орехами торговала мать Каарины.

Что заставило Эрика XIV обратить внимание на девушку младше его на 17 лет? На этот вопрос нет окончательного ответа. По описаниям современников, Каарина была красива и обладала целеустремленным и сильным характером.

Король увлекался красавицами, у него были многочисленные любовницы.

Эрик XIV унаследовал шведскую корону, будучи старшим сыном Густава Вазы, а по линии матери Катарины Саксен-Лауенбург принадлежал к наиболее могущественным европейским семьям принцев крови. Король был одаренной личностью в духе эпохи Ренессанса, получил отличное образование, говорил на четырех языках.

Он сочинял музыку, играл на лютне, рисовал и интересовался науками. Он увлекался математикой и астрономией, преуспел он также и в военной стратегии. Король Эрик расширил и украсил Стокгольмский замок, заведя там птичник с павлинами и прочими чудесами.

Однако характер Эрика XIV имел и теневые стороны, сочетая дружелюбие и непредсказуемость, игривость и неуравновешенность. Его детство не было светлым из-за тяжелого характера матери Маргареты Лейонсхувуд.

Свою меланхолию король лечил разнообразными лекарствами и даже опиумом.

Его многочисленные попытки заключить выгодный брак с какой-нибудь иностранной принцессой терпели неудачу, а засылаемые им сваты всякий раз возвращались в Швецию с пустыми руками.

Пока послы ездили по Европе, король заводил наложниц и имел внебрачных детей.

У Эрика XIV были четкие политические цели. Его отец оставил младшим сыновьям герцогства, тем самым, разделив власть, однако, Эрик намеревался подчинить себе как братьев, так и высшую знать.

Его правой рукой был Ёран Перссон, чье неблагородное происхождение и нахальные манеры вызывали ненависть в высших кругах государства. Внешняя политика Эрика XIV была агрессивной, он начал завоевательные войны в Прибалтике, а в 1563 г. оказался вовлеченным в войну с Данией.

Северная Семилетняя война с ее опустошительными походами легла тяжелым бременем на крестьянство, одновременно с этим накалив отношения между королем и дворянством, поскольку Эрик XIV требовал от фрельзового дворянства исполнения воинской повинности.

Оказавшись летом 1565 г. при дворе, молодая Каарина Маунунтютяр быстро превратилась из солдатской дочери в придворную даму, поскольку у нее была возможность научиться писать и читать, что было довольно редким явлением для девочек в 16 в.

Король одаривал свою любовницу дорогими тканями, у нее появились двое личных слуг. Ей ежедневно приносили кувшин вина; очевидно, что Каарина принимала гостей, поскольку трудно представить, что она одна выпивала четыре литра.

Ее первая дочка, получившая при крещении имя Сигрид, родилась в середине октября 1566 г. в замке Свартшё.

Король с гордостью сделал об этом запись в своем дневнике и устроил пышные крестины. Король, твердо веривший в астрологию, заказал гороскоп и для Каарины, и в нем предсказывалось большое количество врагов, тяжелая судьба детям и забота о близких. Все это сбылось.

В мае 1567 г. противостояние между королем и верхушкой аристократии накалилось до предела. Король приказал арестовать Сванте Стенссона Стуре и Стена Эрикссона Лейонхувуда с целью, как ему это представлялось, положить конец интригам знати. Он также созвал риксдаг в Упсале и поехал туда вместе с Каариной.

Опасаясь за свою судьбу, большая часть дворян на риксдаг не явилась. Взвинченный король потерял нить своей речи и прервал собрание. Ситуацию усугубило то, что вернувшийся из поездки с целью сватовства Нильс Стуре в очередной раз привез отказ.

Из своих гороскопов Эрик XIV знал, что его будет преследовать мужчина с золотыми волосами, поэтому он решил убить всех Стуре.

Их семья взывала как к королю, так и к Каарине, но все было напрасно. 24 мая 1567 г. король и его помощники убили всех узников. После содеянного король исчез и был найден лишь через три дня в состоянии умственного помешательства: он считал себя крестьянином и утверждал, что власть захватил герцог Юхан.

Лишь Каарине удалось успокоить короля.

Убийства потрясли Швецию, несмотря на то, что пришедший в себя король попросил прощения у рода Стуре. Вскоре всеобщее внимание было обращено на войну, но затем разнеслась неожиданная весть о том, что архиепископ Лаврентий Петри обвенчал короля и Каарину Маунунтютяр.

Молодая пара вместе отправилась на войну, и 28 февраля 1568 г. у них родился сын, крещеный Густавом, в честь деда Густава Вазы. Поскольку Эрик XIV и Каарина находились в законном браке, их сын являлся законным наследником шведской короны.

Это стало еще более очевидным 4 июля 1568 г., когда в Стокгольмском кафедральном соборе состоялось официальное венчание. Король нес сына на руках, а Сигрид шла позади родителей. Братья короля не присутствовали, но зато были трое дядьев Каарины, костюмы для которых были пошиты на королевские деньги.

На следующий день в том же соборе Каарина была коронована королевой Швеции.

Празднество было пышным: Эрик позволил использовать собственные символы власти, а к балдахину трона были прикреплены части гербов Дании и Норвегии. Датский король, узнав об этом оскорблении, немедленно возобновил войну.

В честь молодой 17-летней королевы были построены две триумфальные арки, а после свадьбы она получила свой собственный герб и печать с именем Монешельд.

Вероятно, данное имя связано либо с лунной темой (måns по-шведски «луна») гороскопа, либо с именем отца.

Королева тут же поспешила сделать дорогие подарки своим бедным родственникам. Одновременно с этим вернувшийся к власти секретарь короля Ёран Перссон получил дворянский титул и фамилию Тегель.

Поскольку братья короля не прибыли на свадьбу и на коронование Каарины, король заключил их под домашний арест в Эскильстуне. Это стало последней каплей, из-за которой начался дворянский бунт.

Он начался в Вадстена, где собравшаяся аристократия провозгласила Юхана регентом. Растущие по мере приближения к Стокгольму войска восставших подошли к столице в сентябре 1568 г. Эрику XIV пришлось сдаться, и его с семьей заключили в помещении казначейской палаты Стокгольмского замка.

Несмотря на то, что условия содержания были вполне королевскими, король, окончательно лишенный власти на риксдаге 24 января 1569 г., совершенно утратил душевное равновесие, срываясь, в частности, на Каарине.

Вдовствующая королева Катарина Стенбок взяла детей на свое попечение, отпуская их к родителям лишь на короткое время.

Трудности преследовали семью, однако в январе 1570 г. у них родился третий мальчик, Хенрик.

Планы Эрика XIV о побеге, а также прибавление в его семье пугали короля Юхана III, и он решил отправить своего пленника в Финляндию. Свита Эрика, насчитывавшая порядка двадцати человек, прибыла в Турку 15 июля 1570 г.

Им было выделены помещения на территории крепости, изолированные от остальных ее частей.

Однако условия содержания нельзя считать тяжелыми. У семьи были собственные повара, парикмахер и охотник, так что, несмотря на монотонность, супруги провели в Турку самое счастливое время своей совместной жизни. Однако затем условия изменились, поскольку до Стокгольма докатились слухи о намерениях русского царя освободить бывшего короля.

Согласно народному преданию, Эрик был заключен в башню, а Каарина с детьми жила на противоположном берегу реки на торпе Туупиккала.

В августе 1571 г. бывшая королевская чета, за исключением сына Хенрика, была отправлена в Кастельхольм. Младенец умер в 1572 г.и был похоронен в соборе под пушечные выстрелы королевского салюта.

Из Кастельхольма семья была перевезена через Стокгольм в Грипсхольм, где прожила полтора года. Крепость входила в лен герцога Карла. Здесь Каарина родила своего последнего ребенка, мальчика по имени Арнольд, умершего в детстве.

Это место заточения не стало постоянным: на изменение условий содержания семьи повлияло как обострение отношений между королем Юханом III и герцогом Карлом, так и плодовитость Каарины.

Юхан III не чувствовал себя в безопасности, пока росла семья его старшего брата, да и сам он был жив. В июне 1573 г. супруги были разлучены. Бывший король стал узником тюрьмы в Вестеросе, а Каарину и оставшихся в живых детей отвезли в Турку.

Эрик XIV ничего не знал о своей семье. Тоскуя по жене, он рисовал ее портреты и писал ей письма.

Можно заметить, что на этих рисунках образ Каарины становится все более эротичным, и всегда с короной на голове. Мучения Эрика закончились в феврале 1577 г. в Эрбюхусе.

Вскрытие, произведенное в 20 в., показало, что причиной смерти стало отравление мышьяком.

О жизни Каарины в Турку в 1573–1577 гг. известно немногое. Документы скупы на сообщения о ней. Сын Густав был забран у матери и отправлен в 1575 г. в Польшу, поскольку Юхан III, опасавшийся заговора, хотел раз и навсегда избавиться от своего племянника.

Писатель Мика Валтари дает волю своей фантазии, несколько раз «отправляя» бывшую королеву в Стокгольм под видом жены рыбака, чтобы попытаться разузнать о судьбе мужа.

В конце концов, по версии Валтари, она видит выставленное на всеобщее обозрение тело Эрика.

Каарина была выпущена после смерти Эрика 20 марта 1577 из замка в Турку, где она был заключена в тюрьму в течение почти пяти лет.

Бывшей королеве Швеции было всего 26 лет, когда она, лишившись мужа и троих детей, была освобождена вместе с дочерью Сигрид. ЮханIII обеспечил ее средствами к существованию, пожаловав 20 марта 1577 г. «дорогой госпоже Каарине Маунунтютяр, вдове нашего покойного брата Эрика» поместье Лиуксиала в провинции Юли-Сатакунта с приписанными к нему 26 податными хозяйствами.

Король хорошо знал эти места на берегу озера Ройне. В 1556 г., еще будучи герцогом Финляндии, он как минимум бывал в имении Вяяксю, которое позднее подарил своей любовнице Каарине Ханнунтютяр (Карин Хансдоттер).

Одновременно король обязал финляндского наместника Клауса Окенссона Тотта и фохта Туркуского замка проследить за тем, чтобы Каарина получила имение и была там хорошо обустроена. Через десять дней Юхан даровал дворянский титул и фамилию Юлленъельм детям своей бывшей любовницы Каарины Ханнунтютяр.

Первого июня 1577 г. Каарина и ее дочь в сопровождении двух десятков человек, трех священников, четырех пажей и четырех вооруженных охранников отправились из Турку в Лиуксиала.

По сравнению со свадебными подарками или пенсионными пожалованиями, которые получали бывшие королевы Швеции, поместье было крайне непритязательным.

Однако, памятуя о происхождении Каарины, стоит сказать, что хозяйство с 31 дойной коровой, таким же количеством волов, 3 быками, 90 овцами, 49 свиньями, 12 телятами и 60 курицами означало существенный рост уровня жизни. В усадьбе было 28 комнат. Через четыре года поместье отошло в ее пожизненное владение.

Каарина прожила в Лиуксиала 33 года.

Она настолько хорошо вела хозяйство, что поместье стало одним из самых преуспевающих в Финляндии. Известно, что в 1582 г. она вместе с дочерью Сигрид посещала Швецию.

Вначале в Стокгольме она встретилась с Юханом III, Катариной Ягеллоникой и Сигизмундом, а через два дня в Свартшё повидалась с двумя королевами – Катариной Стенбок и Катариной Ягеллоникой.

Благодаря этой поездке Сигрид получила возможность поехать на два года в Польшу в составе свиты Анны, дочери Юхана III, вместе с двоюродным братом Сигизмундом. Юхан III обещал Сигрид приданое в 6000 талеров.

После того, как Сигизмунд получил польскую корону, Юхан III даровал поместье Лиуксиала Сигрид и ее потомкам.

Потомки появятся, правда, несколько позднее; за свою жизнь Сигрид дважды выходила замуж.

Свое второе известное путешествие Каарина совершила в 1596 г. в Таллинн, где она повидалась со своим единственным оставшимся в живых сыном Густавом. Сигрид встретилась с братом в Польше на коронации Сигизмунда.

Воспитанный орденом иезуитов, учившийся в Италии и живший в Праге Густав забыл родной язык, но все же хотел приехать в Швецию. Однако дядья не позволили Густаву вернуться.

Каарина узнала сына, отобранного у нее 21 год назад, по родимым пятнам. Она хотела, чтобы он приехал к ней в Лиуксиала, но и это было невозможно.

Мать и сын более никогда не встречались.

Густав получил от матери тюремные дневники отца, которые позже были возвращены в Швецию.

Вскоре после возвращения из Таллинна Каарина оказалась в самом эпицентре «Дубинной войны».

Восставшие не тронули ее поместье, в отличие от многих других дворянских владений. Они уничтожали лишь построенные дворянами усадьбы, но не трогали собственность короны. Быть может, они уважали бывшую королеву. Не исключено, определенное влияние оказало и то, что Каарина была на их стороне. Во всяком случае, она могла хранить обиду на Клауса Флеминга, забравшего у нее рыбные угодья в 1589 г.

Дочь Сигрид стала для Каарины, как при жизни, так и после смерти, своеобразной компенсацией за испытанные унижения. В 1597 г. Сигрид вышла замуж за Хенрика Клауссона Тотта, однако ей пришлось бежать в Ригу после того, как герцог Карл захватил Финляндию.

Уже в 1602 г. Сигрид овдовела и вернулась с детьми в Финляндию. В 1598 г. у нее родился сын Оке Тотт, ставший при Густаве II Адольфе известным военачальником, получившим прозвище «Снежный плуг».

Известность Каарины начала расти в Швеции в 1630-е гг., причиной чему является гибель ее внука Эрика и Густава II Адольфа, произошедшая во время боя в день ее рождения 6 ноября.

Сигрид Монешельд вступила в повторный брак в 1609 г. с богатым представителем высшего слоя аристократии Нильсом Нильссоном Натт ок Даг.

Свадьба праздновалась в Стокгольмском замке, но Каарина отсутствовала, поскольку подобное путешествие было уже ей не по силам.

Ее жизненный путь закончился 13 августа 1612 г. в Лиуксиала, а 21 марта 1613 г. Каарина была захоронена в кафедральном соборе Турку.

На похоронах были зачитаны скорбное стихотворение «Эпицедион», написанное неким Йоханнесом Петри Паргинсуланусом, а также «Графтскифт» (эпитафия).

Могилы Эрика XIV и Каарины находятся в разных странах, на расстоянии сотен километров. Эрик XIV в 16 в. был скромно захоронен под полом церкви в Вестеросе, однако Густав III изготовил для него великолепный саркофаг, украсив могилу регалиями с могилы Юхана III.

Могилу Каарины начали преобразовывать в 1860-е гг. Ее гроб был поднят из-под пола часовни Тоттов; гроб было еще можно распознать. Специальный комитет при помощи газетной статьи Ц. Топелиуса собрал более 10.000 марок, на эти деньги был заказан саркофаг из черного мрамора.

27 августа 1867 г. бренные останки Каарины были изъяты из гроба и подвергнуты изучению.

Было установлено, что она была хорошо сложена, по крайней мере, что касается ее ног.

Остальные же части тела сильно пострадали от времени. Тело было помещено в специальную часовню, за исключением одного зуба, который отделился от останков и впоследствии стал популярной музейной реликвией.

В 1870 г. саркофаг архитектора Теодора Деккера был украшен витражами, на которых художник Владимир Сверчков изобразил бывшую королеву, прибывающую в Финляндию в сопровождении двух пажей.

Один принимает у нее корону, другой ведет ее на новую родину. Самый маленький из пажей несет на руках башню для пленников.

-2

Не сохранилось ни одного прижизненного портрета Каарины Маунунтютяр. В 17 в. из песчаника был сделан бюст, который, по-видимому, являлся частью уничтоженного могильного памятника. Однако существуют ее исторические портреты.

Наиболее известным в Финляндии является портрет Эрика XIV и Каарины, написанный в 1864 г. Э.Й. Лёфгреном.

Картина имела большой успех на Парижском салоне, и автор рассылал ее фотографии своим друзьям.

Фредрика Рунеберг не считала эту картину шедевром, хотя и пожелала успеха ее автору. Быть может, у нее было свое представление о королеве: Фредрика углубленно интересовалась историей Финляндии 16 в., а заключение Эрика XIV затрагивается ею в романе «Сигрид Лильехольм».

Автор: АННЕЛИ МЯКЕЛЯ-АЛИТАЛО