Аккумуляторные батареи имеют предельное значение напряжение, ниже которого их разряжать нельзя. Иначе происходят необратимые химические процессы и аккумуляторы могут значительно потерять ёмкость или же вообще выйти из строя.
Предлагаю вашему вниманию простую схему, позволяющую визуально контролировать состояние аккумулятора напряжением 9...14 вольт, например автомобильного. Это будет полезно, например, если вы часто пользуетесь аккумулятором во время стоянки автомобиля, чтобы не допустить его чрезмерного разряда:
Транзистор здесь можно применить любой маломощный кремниевый, например КТ315 или импортный аналог (С3198, С945 и подобные), светодиоды типа АЛ307Б или аналогичные. Светодиод HL1 зелёного цвета горит постоянно, он сигнализирует о подключенной батарее и работе устройства. Если напряжение батареи в норме, то открытый транзистор шунтирует собой красный светодиод HL2 и он не горит.
Переменный резистор R2 служит для установки порогового значения напряжения, при котором загорается красный светодиод HL2. Для настройки схемы нужно подключить его к разряженному аккумулятору и, вращая движок переменного резистора, добиться загорания красного светодиода.
Следует учитывать, что сама схема потребляет некоторый ток от аккумулятора. Он небольшой (порядка 20-100 мА) и зависит от типа применённого транзистора и светодиодов. Для аккумуляторов большой мощности ( от 1 А/ч и выше) это несущественно, но для маломощных нужно учитывать этот факт.
*** Если статья была полезной, прошу ставить «Палец-вверх» :-))