В конце августа – начале сентября резко обострились отношения между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом. Причина – намерение последнего провозгласить церковную автокефалию Украинской православной церкви через голову (или в обход) Московского патриарха.
Русская православная церковь – организация с непростой историей, со сложной судьбой. Достаточно вспомнить ее унижение при Петре Первом, когда она была лишена патриаршества и полностью подчинена императорской власти. Или богоборческий советский период – сначала обновленчество, потом конкордат со Сталиным. Сегодня РПЦ обвиняют многие со всех сторон за ее близость к нынешней российской власти, недовольство вызывает и личность патриарха Кирилла.
Всё это, конечно, было, да и сегодня имеет место в той или иной степени – критика не беспочвенна. Однако оппонент Московского патриархата – патриархат Константинопольский – абсолютно ничем не лучше. За его еще более длительную историю ему есть, что припомнить. Одна уния с католиками 1439 года чего стоит – куда уж дальше! А уж двурушничество его нынешнего предстоятеля патриарха Варфоломея хорошо известно во всем православном мире.
Поэтому спор на территории кто лучше, кто «святей» - абсолютно бессмыслен. Спор об Украине – это спор не о святости, а доходах и о политике. Константинопольская церковь, чья территориальная юрисдикция распространяется прежде всего на территорию Турции, в этом государстве, официальную юридическую регистрацию в котором она имеет, растеряла всю свою паству. После завоевания Малой Азии турками (с конца 11 века) огромное число православных этой земли (как греков, так и негреков) было отуречено и обращено в ислам. Остававшиеся верными православию греки были убиты или изгнаны из Турции вследствие Малоазийской катастрофы 1923 г. и Стамбульского погрома 1955 г. Сегодня паства патриарха Варфоломея в Турции – это менее трех тысяч человек. Константинопольской патриархии позарез нужны верующие – именно поэтому она так отчаянно цепляется за греческую диаспору по всему миру. А тут такой подарок – целая сорокамиллионная Украина, про которую через триста лет Константинополь вдруг снова вспомнил.
До 1453 года Константинопольская патриархия естественным образом находилась в подчинении императоров Византии и обслуживала их интересы. После турецкого завоевания она оказалась в полной власти османских султанов, а основными ее финансовыми донаторами до 1917 года были русские цари. После крушения Российской империи Константинопольская патриархия нашла себе новых спонсоров – правительство США, где живет существенная греческая диаспора, окормляемая этой патриархией. Именно проводником политики Вашингтона сегодня и является патриархия – поэтому ее нынешний наезд на РПЦ в связи с Украиной совершенно понятен и естественен.
Чем бы ни закончилась «битва за Украину» - а скорее всего для РПЦ она закончится поражением, так же как поражением для России закончилась политическая битва за Малороссию в 2014 году – слишком неравные силы задействованы, и украинская автокефалия будет провозглашена (хотя не исключено, что «восстановив» Киевскую митрополию в своей юрисдикции, Константинополь так никогда автокефалию и не даст – зачем же расставаться с таким лакомым куском? - проще самому перебраться в Киев; пример Финской православной церкви, которой Константинополь обещает автокефалию уже сто лет, весьма красноречив) – необходимо на этом этапе раз и навсегда избавиться от всякого диктата со стороны Константинополя. Если для этого потребуется схизма, значит, нужно пойти и на нее.
В нынешних действиях Константинопольского патриархата легко усмотреть как минимум две ереси, единодушно и давно осужденных православием, наличие которых в шагах Варфоломея доказать будет весьма просто: это папизм (претензии на исключительную, ничем не обоснованную роль его престола по отношению к прочим православным церквям) и этнофилетизм (поддержка националистических тенденций в церковной жизни). Этого вполне достаточно, чтобы объявить Варфоломея и его Синклит еретиками и прекратить с ними всякое общение, как это было сделано в 1054 году в отношении католиков. И этот разрыв РПЦ не должен пугать – с собой она уводит как минимум половину всех православных верующих мира, а если к ней присоединятся некоторые другие православные церкви (например, Сербская, у которой с Константинополем – аналогичные проблемы из-за Македонии и Черногории), то и того больше. Признавать какое-то верховенство «стамбульского папы», пусть даже хотя бы и «по чести», - не нужно, причем эта ошибка, которую исправить надо было уже давным-давно (еще в эпоху Российской империи), безотносительно нынешнего кризиса. Яркий пример безбедной жизни без диктата каких-либо «внешних пап» – это многовековая истории Армянской апостольской церкви. Да и другие примеры есть – прочие древневосточные церкви, англиканская церковь, протестантские церкви и пр. Единство православия и так весьма эфемерное, а в условиях неуклонного обнаглевания патриарха Варфоломея и вовсе вредно для Русской церкви.