Нашумевшая история, когда 13-летняя девочка оговорила мужчину, завершилась трагически. В ожидании апелляционного слушания по ходатайству прокурора оправданный мужчина умер от инфаркта.
Эта история уже не в первый раз заставляет задаться вопросом о потомках знаменитого следователя Хвата в казахстанских правоохранительных органах. Пресловутый обвинительный уклон, особенно по таким резонансным статьям как педофилия, уже не в первый раз становится причиной огромных человеческих трагедий. Как, в частности, эта история, где полицейские и прокурорские проявили особое рвение и особую упёртость.
10 июля в уголовном суде Алматы был оглашён оправдательный приговор по делу мужчины, которого год назад 13-летняя родственница обвинила в изнасиловании. Хотя уже на следующий день после подачи заявления девочка призналась, что специально оговорила мужа своей сестры из-за неприязненного отношения к нему, вошедшие во вкус оперативники и следователи проигнорировали этот факт. Они начали прессовать человека и таки довели дело до суда. Гособвинение запросило 15 лет лишения свободы для подсудимого. Суд, тщательно изучив дело, пришел к выводу о полной невиновности подсудимого и отпустил его на свободу.
Однако, как это водится,
оправдательный приговор как в системе прокуратуры, так и в следственных подразделениях МВД традиционно считается «минусом» для сотрудника, и ведёт к крайне негативным последствиям для тех, кто вёл дело и поддерживал обвинение. Вплоть до увольнения из органов.
Неудивительно, что гособвинение приложило все усилия к тому, чтобы всё-таки посадить человека. Прокурора не устроил оправдательный приговор, хотя, повторимся, потерпевшая сторона как таковая на процессе отсутствовала: девочка и её родители неоднократно подтвердили как на следствии, так и в суде, что ребёнок преднамеренно оговорил человека. Прокурор, видимо, не желая иметь минусы в своей карьере, подала апелляционное ходатайство об отмене приговора.
Человек, который 10 месяцев провёл за решёткой СИЗО с обвинениями по одной из самых тяжких статей УК (а известно, как к таким относятся заключённые), испытал огромный моральный прессинг и наконец-то вышел на свободу в июле, оказался перед реальной перспективой вновь попасть за решётку.
Рассмотрение дела в апелляционной судебной инстанции было назначено на 5 сентября. Как рассказала супруга мужчины, изначально, когда они уточняли у секретаря, требуется ли на заседании присутствие юной родственницы, им ответили отрицательно. Однако 5 сентября уже на самом процессе прокурор потребовала присутствия либо самой девочки, либо её представителя. Слушание перенесли на 12 сентября. Однако ему уже не суждено было пройти – мужчина скончался от острого инфаркта в ночь на 12 сентября.
– Обширный трансмуральный инфаркт. Переживания, стресс, – прокомментировал независимый судебный эксперт Касымхан Нургалиев, интервью которого приводят информационные агентства.
Как рассказала супруга умершего, он очень переживал из-за этой истории, которая длилась без малого год, 10 месяцев из которого он провел за решеткой. Перенос апелляционного слушания, на котором настояла прокурор, судя по всему, стал последней каплей. Ночью накануне заседания ему стало плохо с сердцем, вызвали скорую помощь, но спасти мужчину медикам не удалось.
Вдова мужчины рассказывает о целом комплексе действий со стороны прокуратуры и следствия, которые целенаправленно пытались довести это дело до обвинительного приговора. Женщина уверена, что к смерти её мужа, в частности, имеют прямое отношение причастны действия судебно-медицинских экспертов Центра Судебной Экспертизы Алматы, проводивших первую экспертизу девочке, результаты которой впоследствии опровергли независимые эксперты и врачи. Также супруга покойного обвиняет следователя:
Он отказался принять и присоединить к делу показания девочки о том, что она оговорила родственника, неполно провёл расследование и довёл дело до суда.
Как отмечает zakon.kz, женщина к тому же была в положении, когда её мужа арестовали, и в итоге потеряла ребёнка. Она намерена добиться полной реабилитации супруга и привлечь к уголовной ответственности всех лиц, ответственных за его безвременную смерть – недобросовестных экспертов, следователя и прокурора.
Впрочем, с той системой круговой поруки, которая существует в правоохранительных органах Казахстана, очень сомнительно, что виновники смерти мужчины понесут наказание по заслугам.
Openqazaqstan будет следить за развитием этой истории.