Найти тему
Medialab Яндекс.Такси

Как мы искали интересные истории про недалёкое будущее, чтобы снять кино

Оглавление

Второй эксперимент Медиалаборатории Яндекс.Такси близится к развязке. Пять классных историй, которые мы искали несколько месяцев, находятся на стадии реализации. Вы сможете увидеть их уже в ноябре. Куратор Medialab Яндекс.Такси Анастасия Хорева вспоминает о том, как мы эти истории искали. 

Куратор Medialab Яндекс.Такси Анастасия Хорева. Фото: Леонид Казаринов
Куратор Medialab Яндекс.Такси Анастасия Хорева. Фото: Леонид Казаринов

Старт эксперимента

В январе этого года мы объявили о начале второго эксперимента: сценарно-режиссёрского конкурса, победители которого снимут пять короткометражных фильмов с пятью продюсерами-кураторами: Тимуром Бекмамбетовым (Bazalevs), Анной Каминской (CineLab), Артёмом Васильевым (Metrafilms), Ильёй Стюартом (Hype Film и Hype Production) и Сергеем Яхонтовым (Stereotactic). Сценарий мог написать сам режиссёр или сделать это совместно со сценаристом. Мы призвали авторов порассуждать о том, что нас ждёт в ближайшем технологическом будущем. 

Краткий экскурс: в прошлом году мы уже провели один эксперимент, истории для которого искали сами. Результат — пять фильмов, ставшие режиссёрским дебютом для участников: Даши Чаруши, Димы Хаски, Сергея Поварницына, Ивана Плечева и Андрея Золотарёва. 

Изначально мы планировали принимать заявки до 16 апреля, но интерес к конкурсу так возрос, что было принято решение продлить его до 25 мая. 

Определение лонглиста и выбор победителей

К 23:59 25 мая мы получили 1296 сценариев. Вместе с редакцией КиноПоиска эксперты Medialab выбрали около 40 стоящих работ, которые затем попали на стол к кураторам. Из общего потока мы отбирали не столько готовые сценарии, сколько классные идеи, понимая, что всё равно до ума их будут доводить кураторы на этапе подготовки к съёмкам. О критериях выбора вы можете прочитать чуть ниже. 

Уже из этих 40 сценариев мы выбрали 18, а их авторов пригласили на питчинг. Про каждого из финалистов можно почитать в наших соцсетях — в фотоальбомах выложены профайлы. Реакция на попадание в лонглист нас очень порадовала. 

«Я хотел сделать моё любимое сальто назад, но я не умею его делать. Просто расхохотался, сидя в электричке, а тётя рядом со мной, испугавшись, спросила: «Ты дурак что ли?» Финалист Александр Даненков.

Сценарии были уже прочитаны кураторами до питчинга, поэтому всё зависело от того, как финалисты презентуют свои идеи. Перед питчингом мы провели встречу-знакомство, чтобы проговорить все базовые вещи: начиная с того, что значение имеет даже шрифт текста в презентации, заканчивая главным — созданием ощущения понимания, что ты хочешь снять. Ведь наш питчинг очень конкретный — в жюри сидят люди, которые точно будут снимать эту работу. 

«Питчинг это в первую очередь визуальный и аудиоконтакт с претендентами, он во многом решает судьбу конкурса. Очень важно, что человек транслирует, какую энергию, идею. Когда он непрофессиональный и неизвестный режиссёр и вы не знаете, что от него ожидать, важна не только уверенность, с которой автор презентует свою идею, но и нюансы в том, как он представляет себе работу над проектом, как реагирует на вопросы. Для меня лично были важна простота истории, ясность её изложения и чёткое практические представление когда человек понимает, как будет реализовывать свою идею». Артём Васильев, продюсер, куратор Medialab Яндекс.Такси
Куратор Артём Васильев на питчинге
Куратор Артём Васильев на питчинге
Кураторы Сергей Яхонтов и Илья Стюарт на питчинге
Кураторы Сергей Яхонтов и Илья Стюарт на питчинге

Выигрышнее на питчинге смотрелись те участники, которые пошли дальше, чем просто рассказать свою историю. Они представили не только сюжет и месседж проекта, но и референсы, дримкаст и превизы — мудборд, сизл будущего фильма. К слову, отсутствие вопросов жюри после выступления питчингующегося может быть расценено каждый раз по-разному: возможно, всё и так понятно, а может, просто не зацепило. Конечно, всё же круче, когда вопросы есть. 

Пётр Скворцов презентует свою идею
Пётр Скворцов презентует свою идею

Когда мы проводили первый эксперимент, то акцентировали внимание участников, что в его рамках должен состояться именно режиссёрский дебют. В этот раз подобного ограничения не было. Среди победителей во многом оказались люди киношные или околокиношные. Виталий Шепелев, например, снимает рекламные ролики. Андрей Никифоров — состоявшийся автор, но он никогда ничего не снимал сам. Хотя были и noname-ребята (в среднем соотношение 50 на 50). 

«Этот питчинг показал, что талантливых ребят больше, чем мы думали. Не просто талантливых, но ироничных, тонких, смелых, совершенно обаятельных». Александра Санчез-Перес, руководитель Medialab Яндекс.Такси. 

В основном сценарии, которые выиграли, нуждались в минимальной доработке. Самую большую трансформацию претерпевает сейчас история Василисы Кузьминой. А всё потому, что изначально у неё был игровой сценарий, но в итоге проект трансформировался в формат screenlife. 

Василиса Кузьмина рассказывает о своей истории
Василиса Кузьмина рассказывает о своей истории

На что мы обращали внимание при выборе сценариев

После объявления лонглиста мы получили огромное количество комментариев с просьбой дать обратную связь по каждому сценарию, присланному на конкурс. Конечно, на это нас бы физически не хватило. Мы организовали обсуждение ВКонтакте, где каждый участник может выложить свой сценарий и получить фидбэк от других участников. Если резюмировать, то в целом дела обстоят так. 

«Три основных фактора, на которые я обращала внимание при выборе сценариев, – жанровость, подача истории и то, ради чего эта история снимается». Анна Каминская, продюсер, куратор Medialab Яндекс.Такси

Мы не снимаем рекламу

Главным поставленным условием было присутствие в сценарии такси – как место действия, как фон происходящего или как главный герой. В результате мы получили большой массив работ, который содержал притянутые за уши рекламные ходы, но это совсем не то, что мы искали. Чтобы понять направление, достаточно посмотреть фильмы из первого эксперимента – такси там тоже присутствует. 

Кадр со съёмок «Писхотроники» Димы Хаски
Кадр со съёмок «Писхотроники» Димы Хаски

Идея – это первостепенно

В первую очередь мы искали классные идеи, несущие чёткий режиссёрский посыл, рассказывающие самобытную историю. Именно такие сценарии в итоге победили. 

Среди технологических штампов на первом месте оказался беспилотник – мы этого, конечно, ожидали. Вторая по популярности история – социальные сети и знакомства в такси (Facebook, Tinder). Но были и очень интересные идеи, связанные с искусственным интеллектом. Одна из них в результате вошла в пятёрку победителей – вышеупомянутая «Алиса» Василисы Кузьминой. Было много оригинальных заигрываний с трендами – именно такова короткометражка Пети Скворцова «Ухо» о популярности психотерапевтов и психоаналитиков. Лиса Астахова написала проект про матриархат, был необычный хоррор на тему веганов. 

В целом хотелось бы посоветовать авторам проявить больше фантазии в том, в каком направлении могли бы развиваться уже привычные нам технологии и какие могут появиться в ближайшее время, а не брать то, что слишком откровенно лежит на поверхности.

«Важно, чтобы автор знал то, о чём он говорит, чтобы это действительно его волновало. Мы ищем вопросы актуальные. Когда в рамках конкурса мы читаем сценарии про проблемы роботов, законы Айзека Азимова – это не кажется релевантным, это не проблемы нашего общества. Это всё фантазии и аллюзии, какие-то кадры из американских фильмов, это не цепляет. Должно быть болезненно, должно быть в точку». Сергей Яхонтов, продюсер, куратор Medialab Яндекс.Такси

Чёрное VS белое зеркало

В присланных сценариях было много подражаний небезызвестному сериалу «Чёрное зеркало». Нам же хотелось создать некое «Белое зеркало» и увидеть истории со светлым концом. Многие участники, как в четвёртом сезоне сериала, пытались переворачивать нашу реальность и какие-то фантастические вещи помещать в привычный контекcт – получалось достаточно смешно.

Соблюдение требований к сценарию

У конкурса были чётко оговоренные требования: 1–2 съёмочных дня, не больше трёх локаций и 8–12 минут хронометража. Устраивая конкурс, мы понимали, что заявки будут присылать не только профессионалы, но на самом деле это базовые вещи, которые можно прочитать в интернете. 

«Я человек текста, и для меня важна сама история – то, как она рассказана и каким языком она рассказана. Очень часто нам попадались сценарии, которые просто небрежно сделаны, с ошибками. Это кажется важным показателем, потому что если человек не может внятным языком рассказать историю, то и сценарист из него, скорее всего, неважный». Лиза Сурганова, главный редактор КиноПоиска

Главное – продолжайте экспериментировать

Среди ребят, которые не прошли, есть такие, кто твёрдо сказал «я всё равно буду снимать». И это очень правильный настрой (тем более что права на стадии отправки заявок мы ни у кого не забирали). Всем, кто попал в лонглист, мы рекомендуем не бросать проекты, а дорабатывать, добиваться их реализации. 

И всем-всем участникам хочется сказать следующее: пишите постоянно, пишите больше – и не в стол, а показывайте друзьям, специалистам, слушайте комментарии. Мы призываем вас дорабатывать свои фантазии в полноценные истории. Экспериментируйте, и всё получится. 

Сейчас стало понятно, что Medialab – история не разовая. Она уже встрепенула индустрию. Возможно, мы пока не добрались до ребят в дальних регионах, но сообщество в Москве и Питере точно раскачали. Всё будет – поступательно, постепенно. Сейчас перед нами стоят разные варианты пути развития. Мы выбираем направление, формат. 

В любом случае это будет поиск молодых, талантливых, и их объединение с теми, кто уже чего-то добился в киноиндустрии. На это и были направлены два первых эксперимента. Они показали, что большая часть ребят, которые не попали на питчинг, имели заявки, которые при правильной и плотной доработке (например, в условиях кинокампуса) могли бы превратиться в полноценные проекты. Следите за развитием событий, всё только начинается.

За помощь в подготовке материала спасибо Наталии Егоровой, автору Telegram-канала «Питчинги».