Второй эксперимент Медиалаборатории Яндекс.Такси близится к развязке. Пять классных историй, которые мы искали несколько месяцев, находятся на стадии реализации. Вы сможете увидеть их уже в ноябре. Куратор Medialab Яндекс.Такси Анастасия Хорева вспоминает о том, как мы эти истории искали.
Старт эксперимента
В январе этого года мы объявили о начале второго эксперимента: сценарно-режиссёрского конкурса, победители которого снимут пять короткометражных фильмов с пятью продюсерами-кураторами: Тимуром Бекмамбетовым (Bazalevs), Анной Каминской (CineLab), Артёмом Васильевым (Metrafilms), Ильёй Стюартом (Hype Film и Hype Production) и Сергеем Яхонтовым (Stereotactic). Сценарий мог написать сам режиссёр или сделать это совместно со сценаристом. Мы призвали авторов порассуждать о том, что нас ждёт в ближайшем технологическом будущем.
Краткий экскурс: в прошлом году мы уже провели один эксперимент, истории для которого искали сами. Результат — пять фильмов, ставшие режиссёрским дебютом для участников: Даши Чаруши, Димы Хаски, Сергея Поварницына, Ивана Плечева и Андрея Золотарёва.
Изначально мы планировали принимать заявки до 16 апреля, но интерес к конкурсу так возрос, что было принято решение продлить его до 25 мая.
Определение лонглиста и выбор победителей
К 23:59 25 мая мы получили 1296 сценариев. Вместе с редакцией КиноПоиска эксперты Medialab выбрали около 40 стоящих работ, которые затем попали на стол к кураторам. Из общего потока мы отбирали не столько готовые сценарии, сколько классные идеи, понимая, что всё равно до ума их будут доводить кураторы на этапе подготовки к съёмкам. О критериях выбора вы можете прочитать чуть ниже.
Уже из этих 40 сценариев мы выбрали 18, а их авторов пригласили на питчинг. Про каждого из финалистов можно почитать в наших соцсетях — в фотоальбомах выложены профайлы. Реакция на попадание в лонглист нас очень порадовала.
«Я хотел сделать моё любимое сальто назад, но я не умею его делать. Просто расхохотался, сидя в электричке, а тётя рядом со мной, испугавшись, спросила: «Ты дурак что ли?» Финалист Александр Даненков.
Сценарии были уже прочитаны кураторами до питчинга, поэтому всё зависело от того, как финалисты презентуют свои идеи. Перед питчингом мы провели встречу-знакомство, чтобы проговорить все базовые вещи: начиная с того, что значение имеет даже шрифт текста в презентации, заканчивая главным — созданием ощущения понимания, что ты хочешь снять. Ведь наш питчинг очень конкретный — в жюри сидят люди, которые точно будут снимать эту работу.
«Питчинг — это в первую очередь визуальный и аудиоконтакт с претендентами, он во многом решает судьбу конкурса. Очень важно, что человек транслирует, какую энергию, идею. Когда он непрофессиональный и неизвестный режиссёр и вы не знаете, что от него ожидать, важна не только уверенность, с которой автор презентует свою идею, но и нюансы в том, как он представляет себе работу над проектом, как реагирует на вопросы. Для меня лично были важна простота истории, ясность её изложения и чёткое практические представление — когда человек понимает, как будет реализовывать свою идею». Артём Васильев, продюсер, куратор Medialab Яндекс.Такси
Выигрышнее на питчинге смотрелись те участники, которые пошли дальше, чем просто рассказать свою историю. Они представили не только сюжет и месседж проекта, но и референсы, дримкаст и превизы — мудборд, сизл будущего фильма. К слову, отсутствие вопросов жюри после выступления питчингующегося может быть расценено каждый раз по-разному: возможно, всё и так понятно, а может, просто не зацепило. Конечно, всё же круче, когда вопросы есть.
Когда мы проводили первый эксперимент, то акцентировали внимание участников, что в его рамках должен состояться именно режиссёрский дебют. В этот раз подобного ограничения не было. Среди победителей во многом оказались люди киношные или околокиношные. Виталий Шепелев, например, снимает рекламные ролики. Андрей Никифоров — состоявшийся автор, но он никогда ничего не снимал сам. Хотя были и noname-ребята (в среднем соотношение 50 на 50).
«Этот питчинг показал, что талантливых ребят больше, чем мы думали. Не просто талантливых, но ироничных, тонких, смелых, совершенно обаятельных». Александра Санчез-Перес, руководитель Medialab Яндекс.Такси.
В основном сценарии, которые выиграли, нуждались в минимальной доработке. Самую большую трансформацию претерпевает сейчас история Василисы Кузьминой. А всё потому, что изначально у неё был игровой сценарий, но в итоге проект трансформировался в формат screenlife.
На что мы обращали внимание при выборе сценариев
После объявления лонглиста мы получили огромное количество комментариев с просьбой дать обратную связь по каждому сценарию, присланному на конкурс. Конечно, на это нас бы физически не хватило. Мы организовали обсуждение ВКонтакте, где каждый участник может выложить свой сценарий и получить фидбэк от других участников. Если резюмировать, то в целом дела обстоят так.
«Три основных фактора, на которые я обращала внимание при выборе сценариев, – жанровость, подача истории и то, ради чего эта история снимается». Анна Каминская, продюсер, куратор Medialab Яндекс.Такси
Мы не снимаем рекламу
Главным поставленным условием было присутствие в сценарии такси – как место действия, как фон происходящего или как главный герой. В результате мы получили большой массив работ, который содержал притянутые за уши рекламные ходы, но это совсем не то, что мы искали. Чтобы понять направление, достаточно посмотреть фильмы из первого эксперимента – такси там тоже присутствует.
Идея – это первостепенно
В первую очередь мы искали классные идеи, несущие чёткий режиссёрский посыл, рассказывающие самобытную историю. Именно такие сценарии в итоге победили.
Среди технологических штампов на первом месте оказался беспилотник – мы этого, конечно, ожидали. Вторая по популярности история – социальные сети и знакомства в такси (Facebook, Tinder). Но были и очень интересные идеи, связанные с искусственным интеллектом. Одна из них в результате вошла в пятёрку победителей – вышеупомянутая «Алиса» Василисы Кузьминой. Было много оригинальных заигрываний с трендами – именно такова короткометражка Пети Скворцова «Ухо» о популярности психотерапевтов и психоаналитиков. Лиса Астахова написала проект про матриархат, был необычный хоррор на тему веганов.
В целом хотелось бы посоветовать авторам проявить больше фантазии в том, в каком направлении могли бы развиваться уже привычные нам технологии и какие могут появиться в ближайшее время, а не брать то, что слишком откровенно лежит на поверхности.
«Важно, чтобы автор знал то, о чём он говорит, чтобы это действительно его волновало. Мы ищем вопросы актуальные. Когда в рамках конкурса мы читаем сценарии про проблемы роботов, законы Айзека Азимова – это не кажется релевантным, это не проблемы нашего общества. Это всё фантазии и аллюзии, какие-то кадры из американских фильмов, это не цепляет. Должно быть болезненно, должно быть в точку». Сергей Яхонтов, продюсер, куратор Medialab Яндекс.Такси
Чёрное VS белое зеркало
В присланных сценариях было много подражаний небезызвестному сериалу «Чёрное зеркало». Нам же хотелось создать некое «Белое зеркало» и увидеть истории со светлым концом. Многие участники, как в четвёртом сезоне сериала, пытались переворачивать нашу реальность и какие-то фантастические вещи помещать в привычный контекcт – получалось достаточно смешно.
Соблюдение требований к сценарию
У конкурса были чётко оговоренные требования: 1–2 съёмочных дня, не больше трёх локаций и 8–12 минут хронометража. Устраивая конкурс, мы понимали, что заявки будут присылать не только профессионалы, но на самом деле это базовые вещи, которые можно прочитать в интернете.
«Я человек текста, и для меня важна сама история – то, как она рассказана и каким языком она рассказана. Очень часто нам попадались сценарии, которые просто небрежно сделаны, с ошибками. Это кажется важным показателем, потому что если человек не может внятным языком рассказать историю, то и сценарист из него, скорее всего, неважный». Лиза Сурганова, главный редактор КиноПоиска
Главное – продолжайте экспериментировать
Среди ребят, которые не прошли, есть такие, кто твёрдо сказал «я всё равно буду снимать». И это очень правильный настрой (тем более что права на стадии отправки заявок мы ни у кого не забирали). Всем, кто попал в лонглист, мы рекомендуем не бросать проекты, а дорабатывать, добиваться их реализации.
И всем-всем участникам хочется сказать следующее: пишите постоянно, пишите больше – и не в стол, а показывайте друзьям, специалистам, слушайте комментарии. Мы призываем вас дорабатывать свои фантазии в полноценные истории. Экспериментируйте, и всё получится.
Сейчас стало понятно, что Medialab – история не разовая. Она уже встрепенула индустрию. Возможно, мы пока не добрались до ребят в дальних регионах, но сообщество в Москве и Питере точно раскачали. Всё будет – поступательно, постепенно. Сейчас перед нами стоят разные варианты пути развития. Мы выбираем направление, формат.
В любом случае это будет поиск молодых, талантливых, и их объединение с теми, кто уже чего-то добился в киноиндустрии. На это и были направлены два первых эксперимента. Они показали, что большая часть ребят, которые не попали на питчинг, имели заявки, которые при правильной и плотной доработке (например, в условиях кинокампуса) могли бы превратиться в полноценные проекты. Следите за развитием событий, всё только начинается.
За помощь в подготовке материала спасибо Наталии Егоровой, автору Telegram-канала «Питчинги».