Найти в Дзене
WARHEAD.SU

«Я художник, я так вижу»: что не так с военными памятниками?

Что для памятника важнее — реалистичность и похожесть или же экспрессия и динамика скульптуры? Вопрос спорный. Чтобы в нём разобраться, мы изучили интересные питерские монументы, при создании которых скульпторы пошли против реализма.

Британская утка

В Санкт-Петербурге, в самом центре — неподалеку от Петропавловской крепости и совсем рядом с похожей на летающую тарелку станцией метро «Горьковская» — стоит памятник миноносцу «Стерегущий». Он очень удачный и сильно впечатляет. Два матроса открывают кингстоны, чтобы затопить корабль и не дать противнику его захватить.

Потоки бронзовой воды врываются в отсеки, и гибель уже совсем близко.

Создал памятник русский скульптор Константин Изенберг. На открытии присутствовал сам Николай Второй, рядом стоял кочегар 1-й статьи Алексей Осинин — один из четырёх выживших матросов со «Стерегущего», — а монумент на много лет стал городской достопримечательностью и удобным местом для назначения встреч(рядом и Александровский парк, и Заячий остров). В повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца» можно найти слова: «Каменноостровский проспект. Памятник „Стерегущему“. Два матроса у открытого кингстона. Бронзовая вода льётся в трюм. Рядом со мной на скамье гимназистка Надя В.».

На открытии памятника «Стерегущему» 10 мая 1911 (фото: ЦГАКФФД СПб)
На открытии памятника «Стерегущему» 10 мая 1911 (фото: ЦГАКФФД СПб)

Определённую часть жизни этот памятник ещё и работал как фонтан. Начиная с тридцатых годов прямо к открытому кингстону подавали воду, чтобы сделать скульптурную композицию более драматичной. Прекратили это делать только в семидесятых — постоянно льющаяся вода разрушала не приспособленный для такого«вандализма» монумент.

Отличный памятник. Но есть одно маленькое «но». Не было на миноносце «Стерегущий» кингстонов, нечего было открывать. Как же так получилось?

Утром 26 февраля (10 марта) 1904 года на два возвращавшихся с разведки у островов Эллиот русских миноносца — «Стерегущий» и «Решительный» — напали четыре японских миноносца под прикрытием крейсеров. «Решительному», несмотря на контузию капитана, удалось прорваться в Порт-Артур, а«Стерегущий» принял неравный бой.

Один из снарядов разорвался в угольной яме, повредил осколками котлы, и миноносец стал терять ход. Следующее попадание лишило его подвижности, и он стал тонуть. Команда сражалась до последнего. Подошедшая с японского корабля шлюпка сняла оставшихся в живых четверых матросов из экипажа в 52 человека.

Памятник «Стерегущему», Санкт-Петербург (фото: Florstein)
Памятник «Стерегущему», Санкт-Петербург (фото: Florstein)

Об этом случае, со ссылкой на японцев, написали в британской газете «Таймс», где причиной затопления«Стерегущего» назвали ушедших на дно вместе с кораблём матросов, которые открыли кингстоны, не желая сдаться врагу. Затем эту заметку перепечатала российская газета «Новое время», и версия «пошла в народ». После освобождения из плена оставшихся в живых матросов опросили, но до истины уже не докопались.

Поэтому, когда Константин Изенберг представил свой макет будущего памятника, возражать было бессмысленно. К слову, сам Изенберг погиб буквально через несколько месяцев после открытия монумента, получив заражение крови от небольшой травмы.