Одинокие старики вызывают искреннее сочувствие. У многих из них есть дети, забывшие о родителях, вырастивших их. Но уместна ли жалость в этом конкретном случае?
С Валентиной Степановной я познакомилась в деревне, когда гостила у подруги. Немолодая женщина несла два больших пакета с мукой, часто останавливаясь передохнуть. Я вызвалась помочь, по дороге она пожаловалась на несправедливую судьбу. Работала с 15 лет, одна вырастила 4 детей. А теперь осталась совсем без помощи, с крохотной пенсией доживать горькие денечки.
Меня страшно возмутила несправедливость, я мысленно начала искать возможности помочь. Высказала свое возмущение неблагодарными детьми подруге, в ответ услышала:
-Не торопись осуждать, лучше послушай, что люди говорят. Я эту историю не застала, рассказывала мать. А мама моя точно врать не станет. Валька и вправду 4 детей родила, а вот вырастила ли она их, ещё вопрос. С первой дочерью её мужик бросил, когда та только в животе была. Валентина требовала женитьбы, а тот засомневался, что ребенок его. Говорят, были причины для сомнений. Кто-то пожалел брошенку, помогали и приданным для младенца, и по хозяйству, и деньгами. Дом она получила, как мать-одиночка, пособие неплохое. И понравилось ей такое внимание.
Следующих рожала через каждые два года, без мужа, плакалась на горькую бабскую долю, на крохотные пособия. Писала, просила о помощи, в газеты, правительству. И получала помощь, часто неплохую.
Но вот не детей она не тратила ни копейки. В лучшем случае готовила суп пустой да кашу. А себе ни в чем не отказывала. Конфет в ларьке купит, по дороге домой съест. Пальто кожаное себе взяла. А дети в обносках, которые люди отдадут. Подкармливали деток всем миром.
Когда младшему три исполнилось, на работу надо было выходить, взяли её на работу в сельсовет. Но она заявила через неделю, что многодетным матерям необходимо обеспечить легкие условия, работать отказывалась. Сидела на стульчике весь день, читала, вязала или зевала в потолок. Другие матери крутились, на двух работах, огород, скотина. А она даже коровы не держала. А уволить её нельзя, многодетная же.
Старшей 13 было, застудилась по-женски, обувь ведь рваная, мокнет вся. Врач сказал, нужны специальные антибиотики, чтобы спаек не было. Но Валька денег не дала, сказала, лечите тем, что есть. Ирка бесплодной осталась. Но с мужем ей повезло, усыновили деток, живут.
Здоровье у всех её деток не очень, болели часто. Самое страшное с Ванькой случилось. Рука начала сохнуть. Наши врачи не могли помочь, отправляли в район. Всё бесплатно, но деньги нужны были на дорогу, обещали, что руку полностью там восстановят. Так Валька прямо вслух заявила, режте руку, ничего, пособие по инвалидности получать будет. Много чего ещё было.
Вот и получилось, каждый её ребенок, как становился совершеннолетним, тут же и уезжал от неё, насовсем. Не звонят, не приезжают. Не могут простить.
Меня очень впечатлила эта история. Я по-прежнему сочувствую одиноким людям, но каждый раз появляется жгучая мысль: "А что, если воздастся каждому по делам его?"