Найти тему
ФОМ

Несолоно хлебавши

О городе Солигалич, который хотел быть Суздалем

Посмотреть на заброшенные храмы, прокатиться на байдарках по реке Костроме и выпить местного лимонада без консервантов – программа выходного дня для тех, кто приехал в Солигалич, в город, которому не суждено было стать «настоящим северным курортом».

Солигалич находится в транспортном тупике на севере Костромской области на берегу реки Костромы. Его история насчитывает больше 680 лет. Город получил название (др. рус. Соль Галичьская) из-за промышленного солеварения, благодаря которому он стал известен в Московской Руси с XIV века. В те времена соль была одним из самых дорогих продуктов, и на богатство, добытое таким способом, в Солигаличе построено больше сорока храмов и церквей – сейчас из них постоянно функционируют только четыре.

Солеварение временно прерывалось военными событиями, по экономическим причинам, стихийными бедствиями, но всегда восстанавливалось буквально «из пепла». Со временем соляной рассол становился все слабее, дрова дорожали, да и само занятие стало невыгодным. К началу XIX века промысел окончательно закрылся.

Заброшенным соляным колодцам нашел применение выходец из Солигалича, впоследствии известный русский предприниматель и меценат Василий Кокорев – в 1841 году он основал здесь водолечебницу. Позже она была названа именем Александра Бородина – композитора, медика и химика, проводившего анализ состава и свойств местных минеральных вод для нового бальнеологического курорта. Их лечебные свойства были высоко оценены, и ванны стали привлекать в Солигалич желающих оздоровиться.

Солеваренному ремеслу появилась замена: основным источником дохода стали лесозаготовки и отходничество. В свое время эти места даже называли «бабьим краем» – краем женщин, оставленных мужчинами-добытчиками.

Крестовоздвиженская (Борисоглебская) церковь на Красной площади (1809–1816 г.)
Крестовоздвиженская (Борисоглебская) церковь на Красной площади (1809–1816 г.)
Солигаличский районный дом культуры
Солигаличский районный дом культуры
Улицы города застроены домами с подзорами и наличниками
Улицы города застроены домами с подзорами и наличниками
Мост на левый берег реки Кострома
Мост на левый берег реки Кострома
Памятник Лермонтову
Памятник Лермонтову
Мужской Воскресенский монастырь, 1335 г.
Мужской Воскресенский монастырь, 1335 г.
В городе находится 61 памятник архитектуры, 11 из которых – федерального значения
В городе находится 61 памятник архитектуры, 11 из которых – федерального значения

Общественного транспорта в городе нет – ездят здесь на машинах, мотоциклах, мопедах, велосипедах. Взять средство передвижения в аренду невозможно – об этом мне сказали в магазине велосипедов и запчастей.

—Подскажите, пожалуйста, можно ли у вас в городе взять велосипед в аренду?

— Не-е-ет... Лодки, катамараны… (Пауза). Раньше были.

Приехав в Солигалич, нельзя быть уверенным, что будешь «накормлен, напоен и спать уложен». Мест в гостинице может не оказаться, а единственное кафе «Титаник» и единственный ресторан «Солигалич» принадлежат одному ПО «Солигаличская трапеза» и часто закрыты на спецобслуживание. Зато в Солигаличе всегда пекут свежий хлеб и продают лимонад местного производства. «Долой поганый консервант – я пью только наш лимонад!» – пишут местные жители в социальных сетях про газировку, которая действительно практически не содержит вредных ингредиентов.

Церковь Спаса Преображения и Николая Чудотворца
Церковь Спаса Преображения и Николая Чудотворца
Деревянные торговые ряды середины XIX века
Деревянные торговые ряды середины XIX века
Река Кострома
Река Кострома
Длина реки Кострома составляет 354 км
Длина реки Кострома составляет 354 км
Здание кулинарии
Здание кулинарии
Бывший купеческий особняк
Бывший купеческий особняк
Дом семьи Шукаевых, построенный в начале XX века
Дом семьи Шукаевых, построенный в начале XX века

«Вот люди приезжают, я сразу: «Что вы кушать будете?» Они: «Так мы сейчас в ресторан пойдем». У нас один ресторан, мы, мол, «плохо» живем: «есть нечего», «одеть нечего», – а в ресторан только попробуй пройти вечером: там забито всё на полгода вперед! Дни рождения, свадьбы, юбилеи, еще что-то… И чуть ли практически не каждый день! Так что я предупреждаю, что если там нет, зайдите в магазин. Если поздно кто-то приезжает, стараюсь предупредить: ресторан может быть занят, а магазины уже закроются», – объясняет 72-летняя управляющая гостевым домом Вера Ростецкая, одна из первых предпринимательниц в Солигаличе.

Единственная гостиница в Солигаличе закрылась несколько лет назад. Сейчас остановиться можно в гостевом доме Веры Сергеевны, на базе отдыха известкового комбината или в бальнеологическом санатории. В каждом заведении разные условия и цены: в старинном доме Ростецкой с вас возьмут 500 рублей за комнату, номер в охотничьем стиле при комбинате обойдется в 900 рублей, бывшая советская лечебница будет стоить 1600–1900 рублей с учетом процедур.

В 90-е годы Солигалич был включен в государственную программу возрождения малых и средних городов России и помечен индексом 1-А как представляющий «наследие особой значимости», с историческими объектами, «занимающим более 50% всей территории города». В краеведческом музее до сих пор можно купить «самую свежую» брошюру «Здравствуй, Солигалич!» 95-го года, где город «в плане самобытности архитектурного ансамбля» приравнивается к Суздалю.

В центре города стоит Крестовоздвиженская церковь. Она побывала и краеведческим музеем, и кинотеатром. В советское время рядом с ней появились памятники Ленину и местному революционеру Вылузгину. Здесь есть здание районного дома культуры, напоминающее крематорий, и старинные деревянные торговые ряды постройки 1830-х годов – единственные сохранившиеся в России, но пришедшие в запустение. Недавно в центре появился первый светофор – в городе он один. Местные шутят: «Ни одной машины нет, а все такие приличные: стоят, ждут».

В городе есть грамотные экскурсоводы, есть и те, кто «привозит москвичей на выходные», но случается это редко, несколько раз в году. Редактор районной газеты «Солигаличские вести» Николай Ожигин говорит так: «Нам есть, о чем рассказать и что показать, даже не реставрируя ничего. Есть музей, памятники архитектуры, природные заповедники, тропы, катание на байдарках по реке Костроме в летний период… Священники тоже с удовольствием рассказывают о храмовой истории Солигалича. Но увы, организовать это всё, связать воедино просто-напросто некому, по большому счету. Всё упирается в финансы и отсутствие инициативного человека, который мог бы всё это на себя взять, жертвуя собой, своим личным временем, средствами. Я думаю, это как раз дело молодых, Потуги-то есть у молодежи, но никто на себя этого брать не хочет».

Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь 🤝 на наш канал!

Текст: Илья Ломакин, Костромская область. Фото: Александра Карелина.