Надо родить! Шутка. А впрочем...
Хотелось бы начать этот блог с чего-то более глубокомысленного, но начну с самого больного, то есть с темы денег, финансовых привычек и их отсутствия.
Вообще я лет 15 смеялась и говорила, что мы с деньгами несовместимы, и что я умею только тратить. Что ж, шутница жизнь внесла свои коррективы. Но обо всем по порядку.
Я начала работать в 17 лет.
Сегодня мне в промежутке от 30 до 40 и самый большой перерыв в стаже происходит именно сейчас и составляет уже почти год.
Не работать для меня всегда было роскошью по двум причинам: во-первых, я сама оплачивала все свои счета, а во-вторых, работа была сосредоточением всей моей жизни и, что уж там, её главным смыслом.
Начиная с 18, я зарабатывала неплохо, а с 20 — просто отлично для своих лет, если бы не одно но — денег я никогда не видела. Они всегда просачивались как песок сквозь пальцы.
В общем знакомтесь: человек-одолжи немного до зарплаты-мне тут не хватает — это всегда, всегда была я.
Я никогда не вела списка покупок, не планировала расходы, не откладывала не то, что на чёрный день, а хотя бы лишние 100 рублей. Я всё сливала в одну черную и бесконечную дыру.
На что же я их тратила?
В моменте никто об этом, конечно, не задумывался, а сейчас основные категории выглядели бы так:
— дорогие вещи,
— кафе и рестораны,
— бесконечные подарки,
— готовая еда/доставка еды.
Если проанализировать эти категории глубже, то выходит, что все мои траты были не про реальную заботу о себе, а про мои комплексы.
Дорогая одежда — посмотрите, какие вещи я могу себе позволить;
оплата чужих счетов в кафе и ресторанах — посмотрите, какая я лёгкая и щедрая;
постоянные подарки другим — а я ещё и хорошая.
Четвертый пункт, покупки в кулинарии и постоянный зажор, был следствием этого всего и прямым издевательством над моим здоровьем, потому что я за свои деньги его же и гробила. Но был и ещё один нюанс.
Все мои работодатели были людьми темпераментными, и, если бы вожжа попала им под хвост, они легко со мной расстались одним днём, хотя я обычно была «на хорошем счету». Потому что сегодня такое настроение — не задалось, ничего личного.
С чем бы я осталась?
Недвижимости нет (комната у родителей и проблемные отношения с ними),
накоплений нет (чтобы спокойно можно было поискать работу).
Зато есть долги, потому что зарплата не покрывает мои потребности, и как их отдавать совсем непонятно.
Выходит, что в случае внезапного увольнения я оставалась бы не только с дырой в кармане, но и с приличным минусом.
Так бы, наверно, и продолжалось по сей день, если бы не счастливая встреча с моим мужем и беременность.
Особенно последнее. Когда я поняла, что беременна, я с ужасом осознала, что у меня 0,00 рублей накоплений, а кто-то требующий заботы появится на свет уже через 8 месяцев. Вы не представляете, как я корила себя за транжирство. За все прожранные и подаренные другим людям машины, квартиры, активы, отпуска, которые легко могли бы появиться у меня, если бы не одно но.
И тогда у меня появился план. Я взяла себя в руки, загрузила работой и вкалывала почти до родов. Теперь могу сказать, что это был один из самых счастливых и продуктивных периодов в моей жизни: я знала, что и зачем делаю. Это всё имело вполне конкретный смысл. Я была сверхпродуктивна: поставила себе цель, разбила на несколько этапов и постепенно к ней шла. И вот почти в тридцать у меня появился небольшой запас, которым я могла бы оплатить врачей, покупки мебели и вещей для малыша.
Первые и главные выводы были сделаны:
— при любых условиях надо делать себе финансовую подушку (потеря работы, болезнь, чёрный день),
— лучше отложенная 1 000 рублей в месяц, чем нисколько,
— кубышка, как советуют мудрые люди, должна быть равна 6 месячным зарплатам, больше — лучше,
— оказалось, что если нужна большАя сумма — например, 70/100/200 не важно сколько тысяч рублей, — проще постепенно откладывать её каждый месяц, чем вынуть из кармана одномоментно,
— финансовая подушка позволяет совсем иначе чувствовать себя в тандеме работник-работодатель, потому что вы вдруг понимаете, что вы не раб на галере, а отдельный человек с полной свободой выбора,
— работать на 3-х работах не продуктивно (протестировано лично), лучше повышать стоимость часа, а для этого надо тратить время, силы и деньги на своё обучение,
— вещи можно чинить, а не выбрасывать, и они могут прослужить ещё довольно долго,
— запас денег, пусть даже небольшой, очень снижает психологическую нагрузку и нервозность в форс-мажорной ситуации, когда возникают дополнительные траты. А если уровень стресса понижается, то и жить становится в разы приятнее и веселее.
Но это, конечно, совсем не все выводы. Не переключайтесь!
В посте использованы фото:
1) Marco Verch Professional Photographer and Speaker / Flickr / Лицензия Creative Commons
2) John Lodder / Flickr / Лицензия Creative Commons
3) Danny Nicholson / Flickr / Лицензия Creative Commons