Найти тему
Инде

Основатель промосообщества BNF Вагиз Хусаинов: «Казанские тусовщики очень не любят тратиться»

Оглавление

15 сентября одно из самых активных промосообществ в пространстве казанских вечеринок с электронной музыкой — BNF — отметит пятилетие. Перед первым (и, надеемся, не последним) юбилеем «Инде» поговорил с основателем промогруппы Вагизом Хусаиновым. В этом материале перечислены самые важные эпизоды за время существования BNF: от вечеринок в здании на Кави Наджми, 8, первых убытков и «Шерсти» до визитов полиции и Роспотребнадзора, ивентов в ТЦ «Олимп» и грядущей пати в честь пятилетия (место пока держится в секрете). Бонусом — рассуждения Вагиза о будущем BNF, ночной мэрии и портрете казанского тусовщика.

Re:Forms + Morphosis

10 ноября 2012 года

Первое мероприятие я как промоутер провел еще до появления BNF, в 2012 году вместе с формацией Re:Forms — это довольно известное сообщество фанатов техно-музыки, образовавшееся в Казани в 2010 году. Тогда я еще не жил в Казани постоянно, а работал в особой экономической зоне «Алабуга». Вообще я родом из Нижнекамска, учился в МГИМО, но часто приезжал в Казань. Меня очень удивляло, как здесь все плохо с ночной жизнью, если сравнивать с Москвой. В один из приездов сестра познакомила меня с ребятами из Re:Forms: я попал на их мероприятие в старый Jam Bar на Жуковского и приятно удивился, что в Казани есть подобное андеграундное место и люди, которые играют классное техно. К тому моменту я уже коллекционировал техно и хаус на виниле, поэтому мы быстро подружились с ребятами на волне общих музыкальных вкусов. Я предложил привезти на их двухлетие ливанца Morphosis. Все расходы тогда были на мне: я был менеджером среднего звена с неплохой зарплатой и накоплениями, которые хотелось вложить во что-то душевное. Вечеринка прошла 10 ноября, и это был один из первых громких техно-привозов в Казань. Народу было много, атмосфера — запредельная, но мероприятие все равно оказалось минусовым: я потерял около 49 тысяч рублей.

Re:Forms Livestream Connection

14 сентября 2013 года

Несмотря на то что я ушел в серьезный минус, мне очень хотелось продолжать делать вечеринки. Я был одержим продвижением своего видения и любви к техно. Мы провели еще несколько вечеринок в новом Jam Bar, но они не слишком подходили этому месту по формату. Я понимал, что нужно делать свое пространство. В июне 2013-го — тогда я окончательно перебрался в Казань — я с друзьями устроил тусовку в офисе нашего знакомого: мы поставили вертушки, позвали гостей, было атмосферно. Разговор вновь зашел о создании своего места. Внезапно одна девушка сказала, что знает «прикольный пустой домик рядом с Баумана». Мы сразу поехали смотреть здание на Кави Наджми, 8. С ним все было непонятно: в одном крыле первого этажа — салон красоты «Саша», в другом — неизвестно что. Ремонт тоже был странный, на потолке, например, был какой-то Янис из гипсокартона. Но когда мы поднялись на третий этаж, то просто офигели — помещение было идеальным: чердачным, но при этом с высокими потолками и просторным залом. Конечно, слегка странно делать танцпол на третьем этаже здания, но какая разница!

Помещение было в отвратительном состоянии: например, кирпичная кладка была настолько грязной, что мы несколько дней болгаркой срезали с нее куски бетона. Мы договорились с владельцем здания, подписали договор аренды и начали ремонт, не имея ни концепции, ни бизнес-плана. Работали сами, целыми днями в зале стояла пыль под потолок, а в этой пыли копошились мы. На тот момент я полностью разорвал связь с корпоративным образом жизни, но так как я долгое время работал с крупным бизнесом, то имел накопления, которые позволяли мне вложиться в клуб. В основном открытием клуба вместе со мной занимались три человека. Один из них, Валентин, открывал клуб «Ленин» (находился на улице Пушкина, сейчас закрыт. — Прим. «Инде»), то есть имел более или менее релевантный опыт. Я тогда вложил 90 процентов средств, он — 10 процентов. Вопросы стройки курировал Дамир Калимуллин. Еще один соучредитель — Андрей Fuji, он тоже занимался строительными работами и помогал с арт-политикой. К тому же он мой близкий друг и музыкальный единомышленник. Валентин и Дамир вскоре вышли из проекта.

Стройка длилась несколько летних месяцев. Незаметно наступил сентябрь — начинался сезон мероприятий. Ремонт подошел к относительно чистой стадии, сил ждать больше не было: надо было делать вечеринку. Тогда мы приняли решение провести Re:Forms Livestream Connection — мероприятие из серии сообщества Re:Forms, в рамках которой диджей-сеты транслировались в интернет. Тогда мы собрали невероятное количество народа — кажется, больше на событиях в «Бонифации» (так назывался наш клуб) не было. Это был wow-эффект, никто не ждал техно-клуба в центре города. Зал, конечно, был готов не полностью: на туалетах, например, вместо дверей висел полиэтилен.

После этого мы стали регулярно проводить вечеринки в новом месте. Обязанности между партнерами разделились так: Валентин занимался баром, а на мне были арт-политика и букинг. Довольно скоро мы начали привозить зарубежных артистов, не имея при этом никакого опыта — тогда мы думали, что чем больше именитых музыкантов привезем, тем больше о нас узнают и тем выше будет посещаемость. К сожалению, это серьезное заблуждение. В здании «Бонифация» было много проблем, но главная — отсутствие газа и, следовательно, отопления. Собственник обещал провести газ и подготовить нас к зиме, но в холодный сезон мы вошли без отопления, на которое очень надеялись — ведь именно тогда на втором этаже мы открыли кафе. Несколько раз в неделю нам приходилось привозить огромные баллоны с пропаном и прогревать здание кустарными методами, что стоило огромных денег (хотя большую часть давали владельцы). Но этого было недостаточно: мерзли и повара, и официанты, и гости. Мы понимали, что «Бонифацию» нужен качественный рывок, но в таких условиях он был практически невозможен — кафе мы закрыли уже через полтора месяца, вогнав себя в огромный минус. Экономика проекта стала неуправляемой: доходной статьи почти не было, на мероприятия ходило мало людей. К апрелю я понял, что у нас коллапс, к маю впал в депрессию — выйти из ситуации у нас не получалось.

Первый раз дверь «Бонифация» закрылась в июне 2014 года — после 10 месяцев работы. Последняя вечеринка прошла 9 июня — это был концерт музыканта и диджея Гоши Морозова со струнным квартетом. Всего пришло человек 50, зато было очень атмосферно. Я принял решение приостановить проект и под лучами летнего солнца старался справиться с навалившимся депром. В общей сложности за это время в «Бонифаций» я вложил четыре миллиона рублей. Не все из них были моими: часть были заемными, было несколько кредитов. Надо понимать, что тогда у нас не было ни рассылок во «ВКонтакте», ни «Инстаграма» — мы просто не знали, как всем этим пользоваться.

Рестарт «Бонифация»

4 октября 2014 года

После закрытия «Бонифация» я ушел на эмоционально-восстановительный перерыв, из которого меня вытащили ребята из казанского промообъединения Pushka 52. Раньше они под названием «Ловушка» делали трэп-вечеринки, а затем переименовались и перешли на хаус-музыку. Первый раз мы столкнулись, когда они жаловались, что в «Бонифаций» пускают людей от 21 года, а им тогда было по 20. Это, кстати, тоже серьезная организационная ошибка — не знаю, чего мы хотели этим условием достичь. Когда мы встретились снова, «Бонифаций» уже не работал, а чуваки из «Пушки» хотели делать вечеринки. Парни мне понравились, и мы сразу начали продумывать идеи ивентов.

В итоге мы в августе и сентябре сделали несколько событий на площадке формально закрытого «Бонифация» — например вечеринки Basement Jam и «Бунт». После закрытия клуба у меня оставались ключи — забрать их владельцы не могли скорее по морально-этическим причинам: все-таки я много вложил в здание, поменял там все окна и так далее. А внутри все стояло нетронутым — мы договорились с владельцами, что если они все-таки проведут газ, то мы, возможно, возобновим работу. Газ нам не провели, но осенью мы все-таки решили вернуться.

Официальный рестарт клуба случился 4 октября 2014-го. Тогда мы ушли от самого первого логотипа с графичной мордочкой льва и названия «Бонифаций» — оставили просто хештег BNF, который использовали в социальных сетях. Ближе к зиме стало ясно, что газ нам не проведут — я стал сильно гнать на арендодателей, отношения стали портиться. Но ключи я при этом не отдал, и мы продолжали изредка проводить в клубе мероприятия. Потом хозяева начали следить за нашим «Инстаграмом» и стали грозить пальцем. Последней вечеринкой стало мероприятие нашей серии Black Art, когда к нам приезжал Рош Дадье — артист родом из Кот-д'Ивуара, который стал известен как техно-продюсер уже переехав в Германию. Это было 24 апреля 2015 года.

Надо сказать, что в «Бонифации» практически никогда не возникало проблем ни с посетителями, ни с полицией. Вспоминаются всего два случая. Первый произошел во время нашей новогодней вечеринки. Посетитель затеял драку, охрана его быстро вывела, а он взял кусок брусчатки и метнул его нам в окно. Я тогда порадовался, что не поскупился на ремонт, — окно выдержало удар.

Второй случай произошел из-за того, что рядом с нами расположен жилой дом. Хотя у нас была дорогостоящая звукоизоляция, одна женщина из дома напротив постоянно вызывала полицию с жалобами на шум. Несколько раз приезжали полицейские и накладывали на нас штрафы в 500 рублей. Дело дошло до Роспотребнадзора, который решил нас потрясти. Я ездил к ним пару раз, писал какие-то объяснительные — в итоге сотрудники замерили уровень шума и уже после закрытия «Бонифация» сообщили, что показатели в норме и мы можем работать.

Скорая помощь к нам на вечеринки не приезжала ни разу: у нас не было ни разбитых носов, ни проблем из-за употребления веществ. Когда был «Бонифаций», я очень внимательно относился к вопросу наркотиков — если видел человека под воздействием, подходил, спрашивал, как самочувствие, и на всякий случай просил вести себя адекватно. Со временем я стал как-то проще к этому относиться, а потом вообще понял, что это неотъемлемая часть тусовки. Хотя за этим нужно внимательно следить.

Вечеринка «Шерсть» на «Фабрике Алафузова»

18 июля 2015 года

-2
-3

После очередного закрытия «Бонифация» мы задумали провести мероприятие на «Фабрике Алафузова». Мы довольно быстро договорились с Андреем Питуловым (владелец «Фабрики Алафузова». — Прим. «Инде») об аренде и провели однотанцпольную вечеринку Basement Jam, которая внезапно оказалось очень успешной. Затем там была наша вечеринка «Склад ума» на два танцпола. Мы были настолько ошарашены успехом, что решили сделать три танцпола — я чувствовал, что будет суперхайп. Тогда мы задумали коллаборационную вечеринку «Шерсть» с танцполами от BNF, Re:Forms и Pushka 52. Помещение для третьего танцпола нам пришлось приводить в порядок самим — до нас там ничего не проходило. Там были серьезные проблемы с потолком — от громкого звука он мог треснуть. Поэтому вместе с бригадой рабочих мы его доделывали, чистили и мыли помещение — затраты на подготовку танцпола полностью легли на нас. Питулов тогда, с одной стороны, обживал фабрику, с другой — вел переговоры с большими инвесторами, которые, как мы знаем, до сих пор не увенчались успехом. И не потому, что он какой-то своеобразный тип, а потому, что это огромные площади, которые находятся в неудовлетворительном состоянии — слишком много денег туда нужно вложить.

В итоге на «Шерсти» был фурор — к нам пришло более 900 человек, при этом народ был абсолютно разный: приезжали и «лексусы» с «мерседесами», и «харлей-дэвидсон», и какие-то местные жители подтягивались. Я думаю, все прошло удачно благодаря совпадению громких слов «заброшенная фабрика» и «три танцпола». Тогда на танцпол BNF мы привезли сразу несколько гостей из Нижнего Новгорода — проект UNICULA нашего друга Максима Купера и саунд-дизайнера Максима Хрычева, группу медиахудожников Svetofon Studio. «Шерсть» стала самой прибыльной для меня вечеринкой.

«Питерский экспресс» в «ДК 21»

20 февраля 2016 года

-4
-5

Первый и последний приезд ФСКН на мероприятия BNF произошел на вечеринке «Питерский экспресс» в «ДК 21». Тогда к нам приезжал диджей Armtone с аудиовизуальным выступлением. Клуб находился в Чернояровском пассаже, в помещении, в котором до этого был музей советских игровых автоматов (очень обидно, что он закрылся, — в Москве и Питере дела у них все еще идут отлично). Тогда я работал в «ДК 21» в штате, занимался программной частью и иногда делал вечеринки BNF. Еще со времен бурных студенческих рейвов в Москве я знал, что случаются антинаркотические рейды, и понимал, что бывают вежливые, а бывают мордой в пол. Поэтому где-то в глубине души я всегда ждал, что рано или поздно полицейские приедут на мое мероприятие. Но мы все равно оказались не готовы к этому. Началось все более или менее обычно — по чьей-то жалобе приехал полицейский бобик, но наш начальник охраны Виталик сотрудников внутрь не пустил — зато зачем-то рассказал им, что здесь находится клуб «ДК 21» и проходит такая-то вечеринка. Может быть, Виталик чем-то их обидел, но уезжали полицейские со словами «Не хотите пускать нас — пустите других». Через 40 минут к нам приезжают серьезные большие дяди в форме, несколько человек в штатском и халатах. Как мы потом узнали, в ту ночь у ФСКН был рейд, к нам они приехали сразу после «Соли». Мы с друзьями стоим у входа совершенно пьяные и начинаем вести с ними разговоры в стиле «да вы нарушаете наши права», а делать это максимально бесполезно. Анализ я сдавать отказывался — ничего хорошего он бы не показал. Пока я сидел и упирался, ко мне приставили какого-то бугая, который разводил меня на разговор — спрашивал о заведении, посетителях и так далее. В итоге я доотказывался, и омоновец в маске сгреб меня с собой в машину. Меня отвезли в управление МВД на Черном озере, более или менее вежливо записали данные и взяли обещание, что раз «я не могу сейчас сходить в туалет», то приду к ним сдать анализ в другой раз. Но я, конечно, не пришел. Я почти уверен, что они послушали мой телефон, убедились, что я не наркобарон, и успокоились. На вечеринки они больше ни разу не приходили.

Secret Location

30 июля 2016 года

-6

Если говорить о проблемах с полицией, то можно вспомнить еще и вечеринку Secret Location, которую мы проводили в красильном цехе на территории бывшего завода текстильной промышленности на улице Архангельской. Это крутейшее помещение квадратов в 700 с высокими потолками — там мы делали два танцпола, где помимо казанских диджеев выступал наш друг из Питера, постоянный гость наших вечеринок un2un. Через несколько часов после начала вечеринки по жалобе соседки приехала полиция — нас довольно спокойно попросили убавить громкость, что мы и сделали. Вероятно, соседка звонила еще раз и сообщала какие-то кошмары, потому что еще через час к нам приехали человек 20 в масках и с автоматами. На случай непредвиденного взаимодействия с правоохранителями у меня всегда есть заготовленная история: мы креативное дизайн-агентство и празднуем день рождения компании вместе со своими креативными друзьями — у нас все мирно и аккуратно, никаких жертвоприношений нет. Легенда сработала хорошо, маски-шоу уехали, но вечеринку мы все же прикрыли.

Тогда (впрочем, как и сегодня) над организацией вечеринок BNF работало разное количество людей: от двух до восьми. Основные действующие силы — наш дизайнер Руслан fivedotfour, который занимается всей визуальной составляющей, и я — на мне работа с площадкой и букинг артиста. Потом приходит вопрос промо, в этом вопросе нас поддерживают еще несколько человек — они подхватывают работу с социальными сетями, когда у меня совсем нет на это времени. На этапе работы на площадке подключаются еще три-четыре человека — постоянно нужно что-то перетаскать, кого-то привезти и так далее. У нас нет четкой команды и внятно выстроенных экономических отношений, поэтому гонорары зависят от успешности мероприятия. Даже гонорары наших резидентов не всегда обговариваются детально.

Затраты на вечеринку зависят от многих факторов — готовности площадки, уровня привезенного артиста. Мероприятие без привоза обходится в среднем в 30 тысяч рублей, с российским привозом — в районе 50. А если привоз зарубежный, цена может подняться до небес.

Вечеринка «Три года BNF» в ТЦ «Олимп»

17 сентября 2016 года

-7

В сентябре 2016-го скитания по площадкам привели нас в тир ТЦ «Олимп». Тогда приближалось трехлетие BNF, и мне очень хотелось сделать трехтанцпольную вечеринку внутри нашей серии «Синдикат». Ее суть заключалась в объединении разных тусовок: тогда у нас играли и группа «Вшы», и Ewan Limb, и Руслан Чижов (DJ Chick, технический директор ЦСК «Смена», сооснователь сообщества «Изолента». — Прим. «Инде»), и резиденты Re:Forms, и много кто еще. В городе было всего одно место для проведения трехтанцпольной вечеринки — «Фабрика Алафузова», мы даже начали переговоры, но у Питулова появились какие-то проблемы с партнерами, и вечеринку нужно было переносить. Тогда наш друг и участник вечеринок Антон Гордеев, работающий в ТЦ «Олимп», предложил мне попробовать рассмотреть в качестве площадки тир, находящийся в торговом центре на минус втором этаже и работавший в том числе как бар. Мне все невероятно понравилось — просторный танцпол, есть гардероб и туалеты. Далековато от центра, но что поделать. Хозяин тира оказался очень приятным типом — мы быстро договорились об условиях, и потом он даже приходил на наши вечеринки. Трехлетие мы отметили без громких привозов — играли резиденты BNF, в том числе петербуржец un2un.

Всего мы сделали в «Олимпе» порядка 15 вечеринок. В какой-то момент мы стали замечать, что теряем до 20 процентов прибыли: я это списывал именно на удаленность от центра и на то, что площадка потеряла новизну и люди стали лениться приезжать сюда. Хотя я уверен, что если мы вернемся в тир, будет ажиотаж.

Пятилетие BNF

15 сентября 2018 года

Пятилетие для нас — это большой праздник и серьезная дата, хотя кому-то она может показаться небольшой. Мы пригласили в гости Yu Kawabata — артистку из города Осака, Япония, участницу Red Bull Music Academy Stage на первом фестивале Outline. Переговоры с ней мы вели с апреля — взаимопонимание было быстро достигнуто, билеты и визы оформлены. Но 4 сентября в наши планы вмешался тайфун «Джеби», обрушившийся на несколько префектур, в том числе на Осаку. Тайфун признали самым сильным за последние 25 лет, он принес серьезные разрушения и в том числе сделал невозможным нормальную работу аэропорта, из которого должна была вылетать Ю, — до сих пор он работает лишь на внутренние и несколько внешних рейсов, полеты в Европу отменены. Был призрачный шанс взять Ю билеты с вылетом из Токио, но, во-первых, это привело бы к сильному удорожанию, а во-вторых, мы просто не успевали это сделать. Но Ю обязательно приедет к нам, когда все проблемы решатся. А пока мы ждем в гости Гарика G Depot — частого гостя мероприятий от m.division, участника фестиваля «Гамма», моего старого друга, подарившего мне первую виниловую пластинку с техно. Еще в лайнапе ребята, ставшие резидентами в первые годы работы BNF. Мы планируем организовать самый вкусный бар за историю нашего проекта, а еще позовем Никиту Гуру с его чайным баром. Локацию назовем за два часа до начала мероприятия.

О будущем BNF, ночной мэрии и портрете казанского тусовщика

-8

В последнее время я переосмысляю нашу деятельность. Я чувствую, что немного диковатому и слегка инфантильному проекту BNF пора стать чем-то иным. Промодеятельность уже несколько лет мой единственный источник заработка, и сегодня я понимаю, что дальше так продолжаться не может. Наверное, BNF стоит перевести в разряд комьюнити, а вечеринки проводить нерегулярно и для души, не рассматривая их как заработок.

После первого закрытия «Бонифация» я перестал терять деньги на вечеринках, но последние полгода наблюдаю тенденцию к нулю и небольшому минусу. Я связываю это в первую очередь с тем, что публика насытилась проектом, а во вторую — с развитием ночной жизни Казани: у людей сегодня большой выбор мероприятий. В какой-то момент мы стали делать вечеринки слишком часто и стали для людей чем-то обыденным. В то же время появился культ «тусовой Профсоюзной», который забрал у нас часть людей. Наверное, также повлияло появление «Изоленты» — проекта очень близкого мне по музыке и по духу. Ребята сильно заморачиваются и ставят определенную планку: посетитель их вечеринок видит, как все светится, летает, классно звучит, видит толпу народу. И дальше будет ждать от вечеринок такого же — а мы не всегда можем это дать.

Не исключено, что на следующем этапе мы все-таки осядем в каком-то месте и закончим эти выматывающие скитания между площадками. Я верю, что в Казани можно сделать хороший клуб. Если правильно сработать с администрированием, с арт-политикой, знать актуальную повестку и корни электронной музыки, то можно открыть хорошее место, в которое ходили бы даже обыватели. В Казани пока нет такого места. Зато на рубеже 2015−2016 годов появился клуб Bioport, созданный продюсерской группой Ozone Pro. Он был просто обречен на провал. Это был своего рода антипример: с неактуальной арт-политикой, включающей в себя транс и совершенно непонятное техно, и неактуальным интерьером. Не очень понимаю, зачем было в 2015-м открывать то, что надо было запускать в 2005-м. Я с большим почтением отношусь к заслугам Ozone Pro — 20 лет их активности достойны уважения, но зачем они сделали этот клуб — непонятно.

-9

Ментальность казанского тусовщика такова, что он не любит тратиться, особенно платить за вход. Перед каждой вечеринкой мне обрывают трубки и закидывают соцсети сообщениями с просьбой вписать бесплатно. Экономика мероприятия никого кроме организаторов не интересует — хотя, наверное, и не должна. Под экономикой я имею в виду расходную часть: затраты на свет, звук, охрану, проезд и гонорар артистам и так далее. Из-за якобы высокого ценника многие просто не доходят до вечеринки. Еще одна общая черта — абсолютно необъяснимое желание казанских тусовщиков лечь спать в три часа ночи. Это важная проблема: люди на танцполе не задерживаются. С одной стороны, меня это радует, потому что это говорит о низком уровне потребления наркотиков. С другой, видимо, есть множество факторов, которые заставляют человека начать скучать в два часа ночи, в самый разгар вечеринки. Перенасыщенности мероприятий у нас нет. Некачественные тусовки? Вряд ли. Я знаю многих людей, которые без всяких веществ и часто даже без алкоголя тусуются и до четырех, до пяти утра. В общей массе постоянной публики вечеринок BNF таких, наверное, процентов 50 — им важно насладиться музыкой, ночью, тусовкой. Вероятно, дело в том, что в основном к нам приходят люди, которые не разбираются в электронной музыке, — они довольно быстро начинают скучать, и задержать их может только какой-то допинг. Хотя я уверен, что не обязательно хорошо разбираться в музыке, чтобы ею наслаждаться.

Я думаю, что многие приходят к нам не из-за конкретных артистов, а потому, что им нравится вайб BNF, наши музыкальные вкусы. Очень часто я слышу, как гости хвалят «атмосферу» наших вечеринок. Для меня всегда оставалось загадкой, влияет ли привоз на количество посетителей. Наверное, люди думают что-то в стиле «раз его везут, значит, он классный».

Я внимательно слежу за проектом «Ночная мэрия». После какого-то мероприятия «Изоленты» я не удержался и написал на стене в комментариях, что ночная мэрия — это как общественная палата для организаторов вечеринок и нам всем надо в нее вступить. Но вообще у меня смешанные чувства к мэрии. Я уважаю psy-культуру, ценю ее как явление с историей и своей музыкой, но в то же время понимаю, что люди, которые ходят на psy-вечеринки, в массе своей просто ******** (заядлые наркопотребители. — Прим. «Инде»). А ночной мэр Артур Хосровян (участник промогруппы Ozone Pro, выступающий под ником DJ Art. — Прим. «Инде») — именно из этой культуры. С другой стороны, мне очень хочется верить, что работа с органами власти возможна — у нас когда-то даже была встреча с отделом по работе с молодежью и с руководителями наркополиции, которую спродюсировала ночная мэрия. На ней мы говорили, что нужно менять методы работы с ночной жизнью. Но никакой внятной деятельности я пока не увидел. Хотя и понимаю, что этот орган мог бы сделать много полезного: ночная мэрия должна быть связующим звеном между участниками ночной жизни и властью. Возможно, инициатором какого-то профсоюза. Я общался с ночным мэром Берлина, когда тот приезжал с лекцией в «Штаб», — он говорил, что на построение внятной системы работы у них в городе ушло больше пяти лет. Вероятно, мы сейчас тоже находимся в начале этого пути. Но главное, чтобы ночная мэрия стала органом, лоббирующим интересы участников ночной жизни, а не свои собственные.