Найти тему
Бэд Ган

Безумный Макс: Дорога ярости, MadMax: Fury Road (2015)

И не осталось ничего. Только дорога, песок, солнце и неописуемая жестокость, которая правит этим миром...

Сегодня речь пойдёт о четвёртом фильме культовой саги о Максе Рокотански, более известном под именем Безумный Макс в исполнении Мела Гиббсона. Первые три фильма наделали шуму. В первом нам рассказывают, как сотрудник дорожной полиции противостоит банде мотоциклистов на дорогах разрушающейся Австралии. Макс теряет в этой войне жену и сына. Второй фильм повествует о войне островков пустынных поселений с бандами бандитов и мародёров, жаждущих поживиться продовольствием и топливом. Именно этот фильм придал культовость всей серии. В продолжении речь идёт о противостоянии правителей Бартертауна, и действиях Макса, попавшего в заговор одной их них. Фильм более слабый, но не лишённый своей особой атмосферы.

Сейчас же, почти через 20 лет, мы видим очередной фильм серии, ожидаемый фанатами долгие годы. И, надо признать, нервишки фильм щекотит. Здесь и пустыня, и бойня на дороге, и колоритные персонажи, и знаменитый V5 "Перехватчик", известный по первым двум фильмам. Есть чем поживиться и старым фанам и новому зрителю.

-2

Сюжет (Спойлеры!)
Действия разворачиваются вокруг крупного поселения людей (Цитадели), сильно поражённых последствиями экологической катастрофы. Вождь поселения (Несмертных Джо) преследует цель родить здорового наследника, однако попытки, мягко говоря, не удачны. Женщины, используемые для детопроизводства, тоже, мягко говоря, несчастны. И одна из полевых командиров вождя (Фуриоса) решается их вытащить из сексуального рабства, организуя побег на боевой фуре. План прост - пробиться через территорию падальщиков и горных жителей к Зелёным землям, откуда её в детском возрасте выкрали.

Макс в самом начале фильма попадает в плен к жителям Цитадели. Его редкая 4-я группа крови делает его идеальным донором для страдающих лейкемией солдат Несмертного Джо. Когда Джо обнаруживает пропажу жён и раскрывает факт предательства, он бросается в погоню. А неудачливый солдат, кому вливают кровь Макса, вместе с остальными следует за вождём в жажде выслужиться перед смертью. Но кровушка же нужна? Он и берёт Макса с собой.

Естественно, в ходе погони Макс освобождается и, не сразу, но присоединяется к Фуриосе. Вместе они преодолевают горный хребет, отбиваются от преследователей, обнаруживают гибель Зелёных земель и остатки народа, её населяющего (буквально несколько женщин). Обдумав всё как следует, они решают вернуться в Цитадель и захватить власть, пока Джо с солдатами отсутствует.

В процессе возвращения герои убивают Несмертного вождя, перебивают основных наследников и въезжают на грузовике Джо в Цитадель, являя жителям разрушение легенды о бессмертном вожде. Фуриоса автоматически становится лидером, а Макс успешно сваливает.

Сюжет, вроде бы не слишком сложный. Большую часть фильма занимает погоня, ещё большую просто езда. Но так и должно быть - такие правила устанавливает жанр. Снят фильм в стиле дизельпанк ("дизель", как основной источник энергии и фактор временной принадлежности технологий, а "панк", как указатель на культурную архаизацию общества). Снят хорошо. Очень жёстко представлены сцены насилия, впечатляют продукты "автопрома".

-3

Выгодно атмосферу фильма отличает продуманное устройство вымышленного мира.
Цитадель построена на насосной станции, качающей чистую воду из под земли. Несмертный Джо контролирует воду, а значит, контролирует жизнь. Он использует этот фактор и как экономический товар, и как инструмент выстраивания культа личности, преподнося воду во время литургий и молебнов в свою честь. Воду и продукты питания Цитадель меняет на боеприпасы со Свинцовой фермы и бензак (так они зовут бензин) с нефтеперерабатывающей станции. Три поселения отлично ладят друг с другом и формально подчинены Джо. Однако в условиях полного упадка, пустыня между поселениями является очень опасным местом. Пустынные жители тоже жаждут воды и топлива и не прочь отдать свои жизни за попытку продовольствие заполучить. Потому сообщение между поселениями является, по-сути, целой военной операцией, с конвоями, связью, планированием и т.д.

-4

Мотивация персонажей.
Несмертный Джо жаждет родить здорового наследника. Следуя этой цели он выстраивает и политику - все привезённые с дальних земель женщины (а их совсем не много) становятся его жёнами. Местные больны и требованиям не удовлетворяют. Дети, соответственно, рождаются такие же.
Жёны Джо предпочитают сгинуть в пустыне, но не остаться с тираном. При этом, они толком не знают, что по ту сторону стен. Их ведёт Фуриоса.
Фуриоса уже неоднократно пыталась сбежать. Видимо за один из таких побегов и лишилась левой руки. Она помнит Зелёные земли. Она выстроила план побега, используя и свой статус военноначальника и договорённости с жителями горного хребта. Жён вождя она берёт с собой, прекрасно понимая, в каких условиях они живут. Они же, как я понял, и подтолкнули её к этому последнему шагу.
Вожди Свинцовой фермы и нефтяной станции - сами по себе весьма колоритные персонажи, присоединяются к погоне по призыву Джо, однако очень этому не рады. Видно, что возможен бунт. Видно, что Джо это знает. Но отступить не может и идёт ва-банк, продолжая погоню любой ценой.
Макс, на мой взгляд, единственный персонаж, чья мотивация не до конца раскрыта. Или я просто её не понял. Его терзают призраки прошлого. Им движет потребность искупления старых грехов. Часть решений он принимает по-необходимости. Но есть и совершенно рискованные затеи, никак не связанные с инстинктом самосохранения. Жертвенность, сострадание... Это ему не чуждо. И видимо поэтому он поступает так, как поступает.

-5

Религия.
Религия Цитадели строится вокруг представлений о богопринадлежности Несмертного Джо, способного призывать живительную воду из недр земли. Свою армию Джо держит в повиновении обещаниями забрать самых храбрых воинов к себе в Вальгаллу после их смерти. Там они лишатся своих врождённых увечий и разделят Святой Чизбургер с героями прошлого. Фанатичная вера позволяет воинам сражаться без оглядки на самосохранение.

-6

Есть, конечно, в фильме и белые пятна, есть и неувязки в мотивациях второстепенных персонажей, есть и явные иррациональные перекосы, связанные с необходимостью выдержать жанр. Но на них я останавливаться не буду. В целом фильм весьма добротный.

Что на самом деле важно?

Самая главная проблема, затронутая в фильме, на мой взгляд, заключается в ответе на вопрос: "А где лучше?"

Несмертный Джо - безусловно тиран. Но этот тиран сумел организовать стабильную иерархическую структуру, сумел её защитить, сумел наладить связи и взаимовыгодное сотрудничество с соседними стабильными островками хоть какой-то цивилизации. В Цитадели есть еда, есть вода, есть какая-то стабильность и относительная безопасность. Из этого островка женщины решили бежать. Куда? В мифические земли, о которых им рассказали? В земли свободы и достатка? Земли лишённые тирании и несправедливости?

Они, конечно, бегут. С боем, героически. И находят обещанные земли. Вот только райский уголок оказался ещё худшим местом, чем обитель тирана. Они это понимают, возвращаются в Цитадель, символично открывают воду, позволяя людям быстро наполнить брюхо. А дальше что? Джо мёртв, его армия на подходе, связи со свинцовой фермой и бензоколонкой разорваны. Кто будет оборонять Цитадель от пустынников? Как себя поведут уцелевшие в погоне вояки?

Знаете, это мне очень сильно напоминает эпизод нашей истории, когда наше общество (жёны Джо) решило сбежать от КПСС (Несмертного Джо) к Западу (в Зелёные Земли), будучи уверенными в правоте своих лидеров (Фуриосы), и в процессе Перестройки (побега), размолотило даже то малое, что у него было. И точно также разочаровалось в красивой картинке Запада (Зелёных Земель), и точно также получило новых диктаторов (Фуриосу). Вот только люди Цитадели получили воду (которая, когда льётся, вероятно, истощает подземный источник, иначе Джо наверняка водой пытался бы подкупить пустынников, чтобы те сильно не шалили), а наши граждане - прилавки магазинов, наполненные десятками сортов колбасы (которые не понятно, можно ли безопасно есть, и не понятно, на что купить).

Несменный режиссёр фильма Джордж Миллер обещал продолжение в скором времени. Возможно, в новых эпизодах авторы раскроют свои рецепты выживания после катастрофы, сотворённой из благих намерений. Так что ждём новых кровавых расправ на дорогах, предвкушая скрип песка на зубах и удушающий запах тёрных туч недожжённого дизельного топлива!

(Предлагаю ознакомиться с обзорами и на другие фильмы: Смотрим вместе)