Найти тему
Наука, техника и люди.

Великие умы. Джордж Стефенсон. Часть 3. Признание и слава.

1820 год. Переломный момент во всей биографии великого английского инженера -самоучки Джорджа Стефенсона. До Стефенсона доходят слухи, что группа торговцев и предпринимателей задумывает постройку рельсовой дороги между Стоктоном и Дарлингтоном. Он решает ни в коем случае не упустить заказ.

Стефенсон едет к Эдварду Пизу - главе компании, задумавшей строительство дороги. проект дороги уже готов, но в нем совершенно не предусмотрено использование паровой тяги (паровозов). Да-да, не удивляйтесь, рельсовые дороги в начале 19 века были в основном предназначены для лошадей, тянувших повозки по рельсам. Джордж приглашает Пиза в Киллингворт - убедиться в эффективности паровозов. Паровозы и железная дорога Стефенсона производят наилучшее впечатление на коммерсанта. И инженер заполучает проект постройки железной дороги с паровой тягой.

Открытие железной дороги Стоктон - Дарлингтон. Автор: John Dobbin - 1. Painting held by the National Railway Museum, York2. heritage.stockton.gov.uk, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2306190
Открытие железной дороги Стоктон - Дарлингтон. Автор: John Dobbin - 1. Painting held by the National Railway Museum, York2. heritage.stockton.gov.uk, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2306190

В сентябре 1821 года Стефенсон приступил к новым изысканиям на местности, а 23 мая 1822 года в Стоктоне близ часовни Святого Иоанна состоялась торжественная закладка и был положен первый рельс.

Тут же появляется другой проект. По 1000 фунтов вложили Пиз, Стефенсон и Ричардсон, итого 3000 фунтов в основание первого в мире паровозостроительного завода, который сразу получил заказ на 3 паровоза для Стоктон- Дарлингтонской железной дороги. Стефенсон вложил деньги, которые получил как премию за изобретение безопасной рудничной лампы.

 Здание компании. Автор: Hugh Llewelyn - Robert Stephenson locomotive worksUploaded by Oxyman, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24386017
Здание компании. Автор: Hugh Llewelyn - Robert Stephenson locomotive worksUploaded by Oxyman, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24386017

27 сентября 1825 года - день торжественного открытия дороги. Результаты эксплуатации дороги превзошли все ожидания и оправдали самые смелые надежды. Прежде всего очень возросло и оказалось очень рентабельным пассажирское движение. Во-вторых, в разы подешевела перевозка угля и перевозка фермерских продуктов.

Паровоз Стефенсона - "Ракета". Автор: William M. Connolley (обсуждение · вклад) - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1233520
Паровоз Стефенсона - "Ракета". Автор: William M. Connolley (обсуждение · вклад) - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1233520

Завод Стефенсона при этом построил 5 паровозов. Но успех этой дороги пока что был единичным. Окончательную победу нового способа перемещения обеспечило строительство другой железной дороги, соединившей два крупнейших промышленных центра Англии. Это была дорога Ливерпуль - Манчестер.

Если Вам интересно, то начало истории по следующим ссылкам на моем канале:

Джордж Стефенсон. Часть 1. Великий гений - самоучка.

Джордж Стефенсон. Часть 2. Путь к мечте.

Окончание истории в следующих статьях. Подписывайтесь.