Глава российского представительства Finnair Мария Ануфриева. Фото: пресс-служба авиакомпании
- Finnair выполняет перелеты по 120 с лишним направлениям Азии, США, Европы и Ближнего Востока с пересадкой в Хельсинки, которая зачастую занимает чуть больше получаса. Это очень короткое время для стыковки. Как правило, именно по этой причине, например, теряется багаж у пассажиров. Как вы решаете эти проблемы?
- Вообще умение решать любые проблемы, не только потери багажа, но и, например, отмены или задержки рейса — это очень важно для любой авиакомпании. Действия перевозчика именно в таких ситуациях оказывают основное влияние на имидж. Мы действительно в 99% случаев доставляем багаж вовремя и без потерь. И за 30 минут вполне реально перегрузить багаж пассажиров из одного самолета в другой. Все зависит от того, насколько четко отработана эта технология в самой компании и в аэропорту пересадки.
- Я правильно понимаю, что многое в этой ситуации зависит именно от аэропорта?
- Да, конечно. Во многих крупных аэропортах потеря трансферного багажа — это огромная проблема. И, если бы наши короткие стыковки происходили не в Хельсинки, а где-то в другом месте, то, возможно, багаж терялся бы значительно чаще. Но Хельсинки-Вантаа этим не славится. В марте 2018 года, кстати, он в очередной раз был признан лучшим аэропортом Северной Европы.
Например, наш рейс из Москвы в Нью-Йорк имеет очень короткую стыковку, которая длится всего 45 минут. Как нам удалось минимизировать проблемы для пассажиров: гейты, куда прибывает самолет из Москвы, максимально близко расположены к тем выходам, откуда отправляется воздушное судно на Нью-Йорк. Все переходы пассажиров осуществляются только по рукаву. И когда люди выходят из самолета, они минуют паспортный контроль и проходят только проверку ручной клади. Кроме того, в аэропорту прилетевших встречает русскоговорящий гид, который указывает людям fast track и направляет в отдельную очередь для пассажиров на Нью-Йорк.
Аэропорт Хельсинки-Вантаа. Фото: wikipedia.org
- То, о чем вы рассказываете, - большая редкость и, полагаю, одно из самых сильных ваших преимуществ.
- Безусловно. Мы шли к этому целенаправленно. Finnair – это компания, которая специализируется именно на транзитных перевозках. Наше преимущество заключается в том, что домашний аэропорт Finnair расположен в Северной Европе, а это возможность прокладывать самые короткие маршруты между Европой и Азией. Кроме того, наше расписание специально оптимизировано под стыковочные рейсы.
- Как Finnair выстраивает ценовую политику на рынке, чтобы быть конкурентоспособными? Есть ряд авиакомпаний, предлагающих аналогичные перелеты по сниженным ценам.
- Стоимость билета из Екатеринбурга в Хельсинки в нашей компании сейчас составляет около 16 тысяч рублей. Кроме того, система ценообразования в авиаперевозках устроена таким образом, что чем свободнее рейс, тем дешевле на него билеты. То есть, пока много билетов, их цена ниже, как только билетов становится мало — их цена растет. Если говорить о возможности сделать билеты вообще дешевле всех, то это, на мой взгляд, не имеет смысла. Рано или поздно кто-нибудь сделает точно также. То есть, это не дает долговременного конкурентного преимущества. Finnair заинтересована в том, чтобы найти баланс между стоимостью билетов и количеством пассажиров.
- То есть, концепция и качество — это не те вещи, которыми можно было бы пожертвовать ради низшей цены, на ваш взгляд?
- Конечно. Мы, например, очень четко отслеживаем уровень удовлетворенности наших пассажиров и по всем базовым параметрам для нас важно предоставлять услугу надлежащего качества. Да, у нас есть некоторые сервисы, которые мы решили изменить, чтобы сократить издержки. Например, на наших европейских рейсах питание платное. Это решение было принято, когда мы поняли, что невозможно бесконечно уменьшать траты на питание на борту. Рано или поздно это привело бы к ухудшению качества сервиса.
Еще одна важная вещь для нас — персонализация услуг, которые предлагает наша компания. Мы живем в мире, в котором люди готовы платить только за то, что они хотят. Поэтому мы предлагаем пассажирам базовый тариф, а к нему дополнительные услуги, которые можно использовать, а можно не использовать. Это тоже дает нам возможность удерживать цены на билеты на конкурентном уровне и в то же самое время обеспечивать индивидуальный подход к каждому пассажиру.
Такая вариативность — это тренд на авиационном рынке.
- Ранее Finnair участвовал в акции «Сумасшедшие дни» финской сети универмагов «Стокманн». Она давала возможность приобрети билеты на самые популярные европейские направления по баснословно низким ценам. В 2015 году вы вышли из этого проекта. Почему? И будет ли возобновлено сотрудничество со «Стокманном»?
- Действительно, Finnair перестал участвовать в «Сумасшедших днях», но не только в России. Мы просто переросли этот проект. Для того, чтобы получить полностью позитивный отклик пассажиров в рамках таких акций, авиакомпания должна иметь большое количество свободных мест по тем классам, в которых проданы акционные билеты. Чаще всего получается так, что пассажиры купили билеты по сниженным ценам, а потом не смогли найти ни одной даты, по которой эти билеты были бы доступны. В конечном итоге это негативно сказываться на имидже компании.
Да, несколько лет назад это было интересно Finnair. Сейчас же большая часть наших продаж идет через онлайн-каналы. Мы отказались от касс и прямых оффлайн-продаж. Более того, у нас достаточно собственных акций и промо-кампаний, чтобы обеспечить своих пассажиров интересными предложениями. Им теперь не нужно ждать «Сумасшедших дней» в «Стокманн».
Юбилейный рейс Хельсинки-Екатеринбург в Кольцово встречали с особым размахом. Автор фото: Михаил Мамонтов
- В 2019 году одним из самых перспективных направлений для вас будет Лапландия. С чем это связано?
- В зимний сезон Лапландия пользуется очень большим спросом. Сегодня это весьма модное направление, которое славится своим концептом прекрасной северной зимы. Поездка в Лапландию — это прогулки на собачьих упряжках и снегоходах, северное сияние и белый-белый снег, это сауны, настоящий Санта Клаус, это те эмоции, которые людям очень важны.
Скандинавия в целом сейчас набирает особую популярность. В прошлом году за осенние месяцы мы получили совершенно фантастическую статистику: самым популярным из европейских направлений на наших самолетах среди китайских пассажиров был Копенгаген. Не Париж, не Рим, не Мюнхен, а Копенгаген.
- Может быть, люди пресытились топовыми направлениями?
- Просто те, кто уже бывал в популярных европейских городах, хотят видеть что-то еще. Они смотрят вокруг и все время спрашивают себя: «Куда бы еще поехать?». Поэтому сейчас открываются такие новые туристические направления как Рейкьявик, например, или Лиссабон, или Дублин.
- Изменился ли, на ваш взгляд, сегодня портрет часто путешествующего человека.
- Часто путешествующий человек сегодня — это человек, который готов поехать куда-нибудь на длинный уикенд. Таких людей в последнее время стало гораздо больше. Продолжая ездить на традиционный отдых с семьей в августе на две недели, эти люди выбирают также короткие поездки на выходные и праздничные дни по разным городам мира. Этот тренд будет расти. Все чаще в длинные выходные мы будем видеть людей с одним рюкзаком, которые просто отправились посмотреть еще одно удивительное место в этом мире.