Найти тему
люди&дела&города

4 мифа о женском бизнесе

Был ли женский бизнес до революции? Современные представления о женщинах-предпринимателях в России до 1917 г. – сплошная мифология. Впору проводить исторический сеанс магии с последующим разоблачением.

Миф № 1 – женского предпринимательства не было как такового. Знатоки кивают на «Домострой», согласно которому дальше амбара и светлицы путь женщине был заказан. Источники же говорят о том, что купчихи допетровской Руси хоть и редко, но могли самостоятельно вести дела. Начиная с 18 века появление женщин в купеческом сословии и вовсе перестало быть уникальным явлением.

Миф № 2. Хорошо, пусть будут купчихами, но не дальше мелочной торговли и рукоделий. Лавка там кружев и носовых платков. Торговля хенд-мейдом. И снова промах. Вести дела самостоятельно женщины зачастую начинали после смерти своих мужей, т.е. подхватывая их «мужской» бизнес. Купчиха А.В. Растеряева, например, после смерти мужа возглавила его дело (имея трех взрослых сыновей). Еще при жизни она купила на свое имя химический завод, уже вдовой приобрела чугунолитейный и кожевенные предприятия. Торговала металлами и строительными материалами в собственных лавках. Ни разу не хенд-мейд….

Миф №3. Ну ладно, пусть будут самостоятельными купчихами, торгуют хоть полотном, хоть железом, но только в случае крайней надобности (надо кормить дюжину детей, корову, хозяйство). И пусть обязательно страдают, что их оторвали от семейного очага. Спору нет, часто работать женщина начинала в случае крайней нужды или потери кормильца. Доля женского предпринимательства вырастала в ситуации экономических кризисов, когда домашние прежде Кабанихи вынуждены были брать дела в свои руки и тащить, тащить, тащить. Но никто не отменяет факта, что иногда желание выйти за рамки рукоделия и дома была в характере самих женщин. Ну не выглядит Мария Федоровна Морозова, представительница крупнейшей купеческой династии, жертвой обстоятельств. Пайщица, а затем и фактическая глава семейного дела Морозовых Мария Федоровна увеличила полученный после смерти мужа капитал с 6 млн рублей до 30 млн рублей. Фантастическая сумма!!! И при этом современники отмечали деловую хватку и острый ум, и прагматичность. Некоторых качеств так недоставало ее сыну, не менее известному предпринимателю Савве Морозову.

Миф 4. Ладно, вдове все можно, торговать, управлять. Но при живом муже ни-ни, только рукоделие, дети, герань на окне и церковь. Ну патриархальный уклад в купеческих семьях никто не отменял, однако не будем забывать, что купеческие браки чаще всего заключались по расчету между равными по экономическому и общественному положению семьями. А значит невеста обладала собственным приданым, которым она имела право самостоятельно распоряжаться. И в приданое часто входили лавки, доходные дома, склады. В принципе замужняя дама могла заниматься бизнесом и не дожидаясь кончины супруга (но при его благоволении). Мария Фёдоровна Якунчикова, урождённая Мамонтова, супруга известного предпринимателя В.И. Якунчикова так и поступила. В 1890 году вместе с женой С. И. Мамонтова Елизаветой Григорьевной открыла в Москве «Магазин русских изделий», потом устроила швейную и вышивальную мастерские, в которых, в том числе и по её образцам, изготавливались художественные вышивки и кружева для отделки оконных гардин, ламбрекенов, а затем — также женские платья и наряды. Вот такое милое женское увлечение.