С начала эксплуатации среднего танка Т-34 советские конструкторы искали пути повышения его огневой мощи. Уже в 1941 году пушку Л-11 заменили более совершенной Ф-34. До начала производства Т-34-85, основу танкового парка составляли машины с 76-мм орудием. Но был и менее известный вариант танка с 57-мм пушкой. Т-34\57, или Т-34 «Истребитель», обладавший весьма незаурядными характеристиками. О нем мы сегодня и поговорим.
Пушка-дырокол
В 1940-м году армейское руководство СССР признало неэффективность 45-мм противотанковых орудий 20-К. Заводу номер 92 было поручено разработать замену, калибром в 55-60 миллиметров, которой прочили судьбу основной противотанковой пушки.
Перед началом войны, весной 1941 года начались испытания 57-мм пушки ЗИС-4.Танковое орудие, созданное под началом Василия Гаврииловича Грабина, основывалась на полевой пушке ЗиС-2 и имела схожие характеристики. Так, бронебойный снаряд БР-271 с дистанции в километр мог поразить 74-мм наклонную (60 градусов) бронеплиту.
Само орудие представляло собой танковую пушку Ф-34, ствол которой меняли на 57-мм ствол пушки ЗиС-2. Для компенсации массы более длинного орудия, на его люльке были установлены противовесы. Орудие, в общем, удовлетворило комиссию, но было рекомендовано его доработать. Ресурс пушки не превышал 100 выстрелов, а качество нарезов в канале ствола приводило к низкой точности.
В июле того же года пушку довели до желаемой кондиции, и тогда же началось ее производство. Орудие было рекомендовано для установки на модернизированный Т-34, огневая мощь которого значительно возрастала. Так на вооружение была принята новая модификация «тридцатьчетверки».
Выпускать или не выпускать?
До сентября было собрано лишь 10 танков с новым орудием, а к концу года производство ЗиС-4 было остановлено. В документах танк обозначался просто «Т-34 с орудием ЗиС-4». Уже после войны к машине пристал ряд неофициальных названий: «Истребитель» и «Т-34\57».
Скудные масштабы производства были обусловлены рядом факторов. В армии наблюдался дефицит бронебойных 57-мм снарядов. Кроме того, отработка производства новой модели означала бы перерыв в производстве танков, а в тот период это не представлялось возможным. С июня – по сентябрь 1941 года потери СССР достигли критических масштабов, а к октябрю сложилась ситуация, когда количество советских танков уступало численности машин противника (к слову, в первый и последний раз).
О забытом орудии «вспомнили» в 1943 году, когда новые тяжелые танки Германии поставили перед советскими конструкторами новые задачи. Весной производство восстановили. Используя комплектующие, произведенные в 1941 году, в кратчайшие сроки было передано пять пушек, четыре из которых установили на Т-34. Теперь базой для орудия стала новая модель «тридцатьчетверки» с шестигранной башней - «гайкой».
После полигонных испытаний три машины, вошедшие в специальную танковую роту 100, в августе 1943 года отправились на фронт.
Итоги испытаний подвели 5 сентября того же года, и орудию снова дали «добро». Завод №92 выпустил установочную партию (170 штук) орудий в несколько модернизированном варианте – ЗиС-4М. Но менее чем за месяц все изменилось! Успехи по разработке 85-мм орудий вдохновили военных, и от хорошей, но «лишней» пушки ЗиС-4М отказались.
Базовым прототипом 57-мм «тридцатьчетверок» был стандартный танк, производства харьковского завода №183. Его отличала сварная башня и водительский люк «раннего» типа. Новое орудие получило прицел ТМФД – вместо стандартного ТОП. В остальном, Т-34 с орудием ЗиС-4 были аналогичны линейным «традцатьчетверкам».
«Истребитель» на охоте
Первые десять Т-34 с 57-мм орудием были переданы 21-й танковой бригаде, дислоцировавшейся на Калининском фронте. Согласно отчетам, в период с 15 по 16 ноября огнем 57-мм пушек было уничтожено 18 немецких танков.
Более примечательным является бой 14 октября. Тогда танки 21-й бригады, дислоцировавшиеся у Демидовского вокзала, перешли в наступление на линию Турчиново-Пушкино-Трояново. Планировалось нанести удар по немецким флангам в районе Калинина (нынешняя Тверь).
Первый контакт с противником случился у танка под командованием политрука Э. Гмыри. Он в одиночку отправился на разведку по Волоколамскому шоссе, где и наткнулся на колонну немецких грузовиков снабжения. Колонна, протяженностью в три километра, была уничтожена на марше единственным танком. После этого танк Гмыри двинулся на аэродром, занятый немцами, где ему удалось сжечь немецкий бомбардировщик.
На том история танка была прервана: танк Гмыри был подбит немецкой артиллерией. Причем, два члена экипажа погибли. А политруку вместе с сержантом Иващенко удалось вернуться в армию. Говоря об их подвигах, неизвестно – заслуга ли это танка с 57-мм орудием, так как в бригаде были машины и с 76-мм пушкой.
В составе этого подразделения воевал и советский ас, младший лейтенант Горобец С.Х, на счет которого записано семь уничтоженных танков противника. А самым, пожалуй, известным танком этой серии стала «белая двадцатка» Лукина, уничтоженная у Трояново.
К 23 октября 1941 года 21-я бригада заявила об уничтожении 1000 немецких пехотинцев, 34 танков, 210 грузовиков и 31 орудия. Но это стоило больших потерь – в том числе и командного состава. Так, был убит командующий бригадой, Герой Советского Союза майор М.А. Лукин и командир 1-го батальона капитан М. П. Агибалов.
Итоги
Несмотря на отличные характеристики 57-мм пушки, «тридцатьчетверки», оснащенные ею, обладали сложной судьбой. Череда принятий\отказов от эксплуатации помешали танку в полной мере проявить свои качества. Но, несмотря на то, что в первых боях под Москвой, были уничтожены все Т-34 с ЗиС-4, они смогли выгодно отличиться от аналогов с 76-мм пушками.
До наших дней не сохранилось ни одного оригинального Т-34-57. В музее «Боевая Слава Урала» есть машина с орудием ЗиС-4, но это реплика. В ее основе лежит корпус от Т-34 производства СТЗ с катками от Харьковского Т-34 и муляжом ствола. А модификацию 1943 года можно увидеть у музея танка Т-34.